Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских программ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.
В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, источниками, видами информации, ее ролью в современном мире, способами получения, передачи, хранения и использования с помощью ПЭВМ, использования ПЭВМ в системах управления (роботами, станками с программным управлением и т. п.) и освоения высоких технологий.[7]
В процессе освоения информационных технологий учащиеся приобретают навыки освоения прикладного программного обеспечения и аппаратных средств современных ПЭВМ, набора и редактирования текста, деловой переписки, работы с графическим редактором, с базами данных, навыки освоения бухгалтерских операций, компьютерного делопроизводства.
Часть тем носит ознакомительный, информативный характер. Желательно, чтобы по этим темам учащиеся подготавливали рефераты, тезисы или иллюстрации, используя компьютер.
К изучению раздела «Информационные технологии» привлекаются учащиеся со II по XI класс.
Во II классе происходит знакомство учащихся с понятием об основных источниках информации (телефон, телевизор, проигрыватель, книга и т. д.), а также с возможностью использования информации в виде радиосигналов для простейшего управления. В качестве объектов управления можно использовать радиоуправляемые игрушки. Происходит знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора. Знакомство с компьютером и приобретение простейших навыков общения с ним происходит посредством развивающих и дидактических игр. Для желающих (или наиболее подготовленных школьников) возможно знакомство с текстовым или графическим редактором. В результате учащиеся получают представление об источниках информации и элементарные понятия об управлении ПЭВМ. Они учатся обращаться с радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.
В V классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования, хранения и получения твердых копий этой информации. Они учатся работать с текстовым и графическим редакторами, а также использовать ПЭВМ в режиме калькулятора.
В VIII классе школьникам предлагается ролевая, частично имитационная игра в «предприятие» с использованием компьютера на основе всех навыков и умений, полученных к этому моменту при изучении разделов образовательной области «Технология». В зависимости от возможностей конкретной школы и фантазии преподавателя "предприятием" может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика», «кафе-мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе такого предприятия многочисленны. Например, ведение деловой переписки, реклама продукции; учет расходов и доходов; ведение складской документации (учет наличия и расхода товаров); дизайн и упаковка продукции; разработка фирменного знака; оформление меню; создание выкроек, по которым может быть сшита игрушечная и настоящая одежда; эскизов игрушек, которые могут быть сделаны; раскладка продуктов при изготовлении блюд, которые можно приготовить - далеко не полный перечень использования ПЭВМ.
Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов образовательной области «Технология», следует имитационную часть игр сводить до минимума. Предполагается, что в процессе таких игр учащиеся будут меняться функциональными ролями. При проведении игры школьники впервые встретятся с базами данных, освоят такие операции, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.
В X классе учащиеся познакомятся с техникой для телефонной связи, офисной оргтехникой, периферийным оборудованием ПЭВМ, основами делопроизводства, используя текстовый редактор компьютера. Учащиеся освоят электронные таблицы и научатся использовать их в финансовых и других расчетах. Программа X класса предусматривает использование баз данных для ведения документации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре поликлиники и т. п.
При изучении раздела "Информационные технологии" у учащихся XI класса формируется окончательное и полное представление об использовании компьютера в различных сферах деятельности.
Изучение информационных технологий имеет важную прикладную направленность. Возможности компьютера в настоящее время могут использоваться при изучении различных разделов образовательной области "Технология".[10]
Так, в процессе изучения учащимися работы токарного станка может быть применена имитационная программа, моделирующая, например, процесс подачи резца в зависимости от глубины резания обрабатываемого изделия. Сама программа может быть выполнена с помощью простейших языков программирования Qbasic или Turbo Pascal учащимися старших классов в ходе их проектной деятельности.
В модуле "Технология обработки ткани" могут быть использованы электронные таблицы по конструированию и построению чертежей фартука, которые экономят время урока, освобождают учениц от рутинных записей выполнения таблиц, предусмотренных инструкционными картами. Электронные таблицы по конструированию объектов труда дают возможность за 2-3 минуты выполнить расчеты, включающие в себя большой объем формул; с помощью принтера быстро их распечатать с готовыми результатами, которые можно использовать, как полностью, так и по частям, и т.д. Если, к примеру, в 5 классе учащиеся подставляют в формулу свои мерки и стандартные прибавки, выполняют расчеты, то в дальнейшем они постепенно переходят на электронные расчеты.
Моделирующая программа для построения чертежей является логическим продолжением электронных таблиц. После введения необходимых данных в таблицу "Мерки" на экране монитора появляется чертеж конструкции будущего изделия, который используется в качестве образца и может быть распечатан на принтере, причем как в масштабе, так и в натуральную величину.
Наглядным примером, демонстрирующим возможности использования информационных технологий, являются обучающие и контролирующие программы, которые могут включать в себя тестовыми задания для контроля знаний учащихся, изучение теоретического материала и практическую работу на компьютере. Не менее интересен пример использования файлов-презентаций, отличающихся наглядностью, емкостью и содержательностью демонстрируемого материала Их применение целесообразно при объяснении нового материала.
Работа по предложенной программе требует как соответствующего оборудования, так и программного обеспечения, которым в настоящее время обеспечены не все школы. Следует отметить, что не все учителя представляют себе значение компьютерной техники на уроках технологии.
Необходимо ознакомить учителей с пакетом программ, входящих в MS OFFICE , а также с пакетом специальных программ, который будет ими использован в процессе преподавания различных разделов образовательной области "Технология". Например, КОМПАС-ГРАФИК LT (упрощенная версия чертежно-графического редактора), КОМПАС-3D (программа трехмерного параметрического моделирования, включающий чеpтежно - констpуктоpский редактор КОМПAС - График), КОМПАС - Viewer - программа просмотра чертежей и трехмерных моделей могут быть использованы на уроках технологии в процессе изучения учащимися образовательного модуля "Графика". Программа ElectroM может быть применена на практических работах учащихся для создания, расчета и отображения в трехмерном виде электрических схем. Очень удобная и простая программа Sprint Layout v3.0 для "ручной" разводки печатных плат, являющаяся своеобразной заменой бумаги, карандаша, стиральной резинки, также как и предыдущая программа поможет ученикам лучше осваивать электрорадиотехнологии.[16]
2.2. Тематическое планирование раздела
Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой задачи возможно на уроках технологии.
С целью достижения нового современного качества образования можно использовать компьютер на уроках обслуживающего труда в 9 - 11 классах следующим образом:
Классы
Раздел программы
/тема урока/.
Ко -во
часов
Компьютер и
компьютерные
программы.
8 класс
1.Технология обработки ткани.
- Проверка знаний. Тестирование.
1
Тест в программе
QBasic
9 класс
- Модели поясной одежды.
CD - ROM
Мир Моды.
10 класс
1.Культура дома.
- Прически и их виды.
2. Технология обработки ткани
Qbasic
11 класс
1.Информационные
технологии.
Проверка знаний. Тестирование.
2.Технология обработки
пищевых продуктов.
- Саморегуляция экологических систем.
влияние промышленного и сельскохозяйственного производства
на экологию водоемов.
3.Проектные работы.
- Защита творческих проектов с
применением программы PowerPoin.
8
2
Текстовой редактор
Графический редактор
Электронные таблицы
Тест в
программе QBasic
Компьютерная игра
«Река».
Программа
PowerPoin.
Таким образом, компьютер выполняет функции:
- учителя;
- рабочего инструмента;
- объекта обучения;
- сотрудничающего коллектива.
2.3. План-конспект урока с использованием психодиагностики школьников
Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. (Так же как и сама операционная среда Windows, многие ее приложения разрабатываются фирмой Microsoft, поэтому в полных названиях всех программных продуктов присутствует название фирмы, причем его часто заменяют две буквы -- MS). К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access. Популярность этих программ особенно возросла с начавшимся в 1994 г. распространением русифицированной версии пакета MS Office. Кроме перечисленных приложений в этот пакет входят MS Mail -- программное обеспечение локальной сети, MS PowerPoint -- система подготовки презентаций. Пакет MS Office не просто формально объединяет общим названием эти программы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границы между, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми. Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электронную таблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, «живую», считающую таблицу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5