CBL
Computer Based Learning
Изучение на базе компьютера
CBT
Computer Based Training
Обучение на базе компьютера
CAA
Computer Aided Assessment
Оценивание с помощью компьютера
CMC
Computer Mediated Communications
Компьютерные коммуникации
В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.
В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.
Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.
Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.
Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио - и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.
Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.
Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.
Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.
Не отрицая важности классификации ИТО, заметим, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.
Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения - дорогостоящее дело, поскольку для этого необходима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:
обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
системы для поиска информации,
моделирующие программы,
микромиры,
инструментальные средства познавательного характера,
инструментальные средства универсального характера,
инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
Под инструментальными средствами понимаются программы,
обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.
На уроках истории часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.
Вопросы
Никогда
Редко
Часто
1. Как часто вы имеете возможность доступа к Интернету в школе?
52%
48%
0%
2. Как часто на уроке истории используются видеоносители?
21%
27%
3. Как часто уроки истории проводятся в компьютерном классе?
24%
76%
4. Как часто используется компьютер при проверке знаний?
(тестирование)
5. Как часто учитель истории задаёт вам домашнее задание, для которого необходимо использование компьютерных программ?
25%
75%
Результаты опроса показали, что, к сожалению, на сегодняшний день информационные технологии применяются редко. Это происходит по двум причинам:
низкая степень оснащённости школ компьютерами и мультимедийным оборудованием.
консервативные взгляды преподавателей, которые, вероятно, по причине неумения работать с новыми информационными технологиями отказываются от их применения.
Для решения этих задач государство проводит активную политику в области образования.
С целью выяснения обеспеченности школ компьютерами мною посещалось Главное управление образования Воронежской области. Начальник отдела информатизации Биренбаум М.И. пояснил, что задача обеспеченности новыми технологиями решается через соответствующие федеральные и региональные программы, цель которых полная компьютеризация школ и их подключение к высокоскоростному Интернету.
Целенаправленная работа дала свои результаты. По сведениям управления образованием Воронежской области оснащённость компьютерами в 2007 году составляла - один компьютер на 24 ученика. Для сравнения можно привести статистику за предыдущие годы, так в 2001 году один компьютер приходился на 350 учащихся, а в 2003 на 64.
В школах появились компьютерные классы (1-2 на школу), осуществлено подключение к высокоскоростному Интернету. В 2007 году - 99,9% школ уже имели высокоскоростной канал (в 2001 - 3% низкоскоростного).
Быстрыми темпами растёт обеспеченность компьютерными программами, если в 2001 году только 20% школ имели лицензионные программы, то в 2007 году - все школы были обеспеченны ими в рамках национального проекта. Этому способствовал подписанный 18 апреля 2007 года ООО "Майкрософт Рус", Администрацией Воронежской области и 6 ведущими воронежскими ИТ - компаниями "Меморандум о намерениях по развитию индустрии информационных технологий в Воронежской области". Целью, которого было создание рабочей группы для координации усилий и принятия совместных решений в данной сфере. В частности, в рамках меморандума будут реализованы обучающие программы для ИТ - специалистов с целью создания ими новых современных программных средств и повышения качества услуг по внедрению и поддержке существующих информационных технологий. Также будет вестись совместная работа по защите прав на интеллектуальную собственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10