Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму (приложение 1) проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.
1.3 Этапы проектной деятельности
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов. Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности участников работы над проектом: учащихся, учителей, консультантов.
Этап предпроектной подготовки включает в себя:
· формирование проектной группы;
· выбор научных руководителей;
· выбор и формулирование темы проектной работы;
· формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;
· обоснование методов исследования;
· разработка плана и структуры исследования;
· изучение источников и литературы по теме.
На этапе планирования:
· определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);
· дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;
· обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;
· определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
На организационно-исследовательском этапе:
· расписывается последовательность выполнения проектной работы;
· распределяются конкретные задания;
· собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;
· оформляются результаты исследования, и готовится отчет.
1.4 Результаты проектной деятельности
2.1 Компьютер как предмет обучения и средство обучения
«Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).
Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний.
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:
· Компьютерное программное обучение - обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
· Изучение с помощью компьютера - самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
· Изучение на базе компьютера - использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
· Обучение на базе компьютера - всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
· Оценивание с помощью компьютера - передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
· Компьютерные коммуникации - программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
1. Microsoft Word - это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
2. Microsoft Excel - это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
3. Microsoft Access - программа, предназначенная для формирования баз данных.
4. Microsoft Publisher - программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
5. Paint - программа для рисования.
6. Microsoft PowerPoint - программа презентаций.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
§ источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
§ наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
§ индивидуальное информационное пространство;
§ тренажер;
§ средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
§ средство подготовки текстов, их хранения;
§ текстовый редактор;
§ графопостроитель, графический редактор;
§ вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
§ средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
§ программировании, обучении компьютера заданным процессам;
§ создании программных продуктов;
§ применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.
Досуговая среда организуется с помощью:
§ игровых программ;
§ компьютерных игр по сети;
§ компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
§ Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
§ Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
§ Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
§ Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
2.2 Интерактивная доска
Интерактивная доска-это одно из современных, технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекать внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации, связывать общие идеи или показывать их различия.
Страницы: 1, 2, 3