Рефераты. Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности по математике

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

§ Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму (приложение 1) проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

1.3 Этапы проектной деятельности

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов. Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности участников работы над проектом: учащихся, учителей, консультантов.

Этап предпроектной подготовки включает в себя:

· формирование проектной группы;

· выбор научных руководителей;

· выбор и формулирование темы проектной работы;

· формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;

· обоснование методов исследования;

· разработка плана и структуры исследования;

· изучение источников и литературы по теме.

На этапе планирования:

· определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);

· дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

· обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

· определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

На организационно-исследовательском этапе:

· расписывается последовательность выполнения проектной работы;

· распределяются конкретные задания;

· собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;

· оформляются результаты исследования, и готовится отчет.

1.4 Результаты проектной деятельности

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполнением проектов. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это формирование общеучебных умений и навыков у учащихся:

§
Рефлексивные умения:

§
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

§ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

§ Поисковые (исследовательские) умения:

§ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

§ Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

§ Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

§ Умение находить несколько вариантов решения проблемы

§ Умение выдвигать гипотезы

§ Умение устанавливать причинно-следственные связи

§ Умения и навыки работы в сотрудничестве:

§ Навыки коллективного планирования

§ Умение взаимодействовать с любым партнером

§ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

§ Навыки делового партнерского общения

§ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

§ Менеджерские умения и навыки:

§ Умение проектировать процесс (изделие)

§ Умение планировать деятельность, время, ресурсы

§ Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

§ Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

§ Коммуникативные умения:

§ Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

§ Умение вести дискуссию

§ Умение отстаивать свою точку зрения

§ Умение находить компромисс

§ Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

§ Презентационные умения и навыки:

§ Навыки монологической речи

§ Умение уверенно держать себя во время выступления

§ Артистические умения

§ Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

§ Умение отвечать на незапланированные вопросы

§2. Компьютерно-информационные технологии

2.1 Компьютер как предмет обучения и средство обучения

«Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).

Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

· Компьютерное программное обучение - обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

· Изучение с помощью компьютера - самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

· Изучение на базе компьютера - использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

· Обучение на базе компьютера - всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

· Оценивание с помощью компьютера - передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

· Компьютерные коммуникации - программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.

2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

1. Microsoft Word - это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

2. Microsoft Excel - это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

3. Microsoft Access - программа, предназначенная для формирования баз данных.

4. Microsoft Publisher - программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

5. Paint - программа для рисования.

6. Microsoft PowerPoint - программа презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

§ источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

§ наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

§ индивидуальное информационное пространство;

§ тренажер;

§ средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

§ средство подготовки текстов, их хранения;

§ текстовый редактор;

§ графопостроитель, графический редактор;

§ вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

§ средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

§ программировании, обучении компьютера заданным процессам;

§ создании программных продуктов;

§ применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

§ игровых программ;

§ компьютерных игр по сети;

§ компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

§ Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

§ Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

§ Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

§ Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

2.2 Интерактивная доска

Интерактивная доска-это одно из современных, технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекать внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации, связывать общие идеи или показывать их различия.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.