Экранное меню позволяет использовать «Галерею», которая содержит необходимый набор объектов по различным предметам, -- в частности, по алгебре и геометрии. Теперь у учителя отпадает необходимость рисовать фигуры (например, цилиндр, конус, пирамиду и др.), строить систему координат на плоскости и в пространстве и многое другое, достаточно «вытащить» их из «Галереи». Это экономит время и обеспечивает большую аккуратность и наглядность. При этом программное обеспечение интерактивной доски обеспечивает возможность дополнять «Галерею» недостающими объектами.
С помощью гиперссылок всегда можно получить дополнительную информацию из других, ранее сделанных учителем или учащимися презентаций, историческую справку, подробно рассмотреть фрагмент слайда, перейти в другую статью, выйти на Интернет-страницу.
Созданные с помощью интерактивных досок учебные пособия сохраняются со всеми комментариями, они могут редактироваться и использоваться повторно. Так как нет необходимости стирать с доски, вся информация сохраняется, и в конце урока можно быстро просмотреть решенные примеры, повторить основные моменты, сделать выводы, ответить на возможные вопросы учащихся. Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные этапы урока или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия можно отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности -- они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. При этом можно сохранить материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. В конце занятия все файлы урока можно сохранить на жестком диске компьютера, распечатать, скопировать на дискету, послать по электронной почте, вставить в web-сайт, что особенно полезно учащимся, пропустившим занятия, и учителям для накопления и распространения опыта.
К компьютеру и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключен цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
В ходе мультимедийного урока объем пройденного и соответственно, усвоенного материала можно увеличить без риска «перегрузить» учеников. Информация, полученная через различные сенсорные пути: текст, видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала учащиеся начинают понимать более сложные идеи, они начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
§3. Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект - субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Рассмотрим применение компьютерных технологий на одном из занятий кружка по математике в 10 классе.
Занятие кружка по математике (физико-математический профиль-10 класс) Тема: Теоремы о корнях квадратного уравнения
Цель: формировать умения формулировать и обосновывать теоремы о корнях квадратного уравнения.
Учебная задача: научить учащихся самостоятельно формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения, применять полученные теоремы для решения задач с параметрами.
Развивающие задачи:
- развивать творческую сторону мышления;
- учить осуществлять исследовательскую деятельность.
Воспитательная задача: формировать навыки умственного труда- поиск рациональных путей решения.
Оборудование:
- персональные компьютеры;
- презентации для создания проблемной ситуации (Приложение 2);
-презентации для самоконтроля (Приложение 3).
План занятия:
I. Информационный ввод (2 мин).
II. Актуализация ЗУН (3 мин).
III. Исследовательская работа в группах (15 мин).
IV. Психофизиологическая пауза (1 мин).
V. Решение задач с параметром (12 мин).
VI. Решение задач с параметром с помощью компьютера (5 мин).
VII. Итог занятия (2 мин).
Ход занятия
I. Информационный ввод.
Учитель сообщает тему занятия, цель.
- На предыдущем занятии мы с вами научились использовать теорему Виета для решения задач с параметрами. Сегодня мы посвятим наше занятие исследованию расположения корней квадратного уравнения в задачах с параметрами. Тема нашего занятия: «Теоремы о корнях квадратного уравнения».
II. Актуализация ЗУН.
- Сначала повторим необходимые для нас сведения о квадратных уравнениях.
На мониторах запись f(x)=Ax2+Bx+С.
- Какую информацию о графике функции f(x) можно получить, зная, коэффициенты квадратного трёхчлена?
Дети отвечают:
§ если старший коэффициент квадратного трёхчлена больше нуля, то ветви параболы направлены вверх;
§ если старший коэффициент квадратного трёхчлена меньше нуля,то ветви параболы направлены вниз;
§ если старший коэффициент квадратного трёхчлена равен нулю, то графиком функции является не парабола, а прямая: и соответствующее уравнение надо решать не как квадратное, а как линейное;
§ если дискриминант больше нуля, то парабола пересекает ось абсцисс в двух точках;
§ если дискриминант равен нулю, то парабола касается оси абсцисс;
§ если дискриминант меньше нуля, то парабола не пересекает ось абсцисс;
§ абсцисса вершины параболы равна -.
III. Исследовательская работа в группах.
- Особую роль среди уравнений с параметрами играют задачи, связанные с расположением корней квадратного уравнения. Для решения таких задач можно сформулировать теоремы, но количество таких теорем практически необозримо. Нам остается только одно - научиться придумывать теорему каждый раз, в каждой конкретной задаче.
Для придумывания таких теорем нужно не только знание свойств квадратного уравнения, которые мы с вами только что повторили, но и умение мыслить одновременно на двух языках- алгебраическом и геометрическом.
На доске сформулированы задачи в общем виде:
При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения
А(а)х2+В(а)х+С(а)=0
больше заданного числа М?
(х1, х2> М.)
меньше заданного числа М?
(х1, х2< М.)
При каких
значениях параметра а заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения
А(а)х2+В(а)х+С(а)=0 ?
(х1< М<x2.)
Работают три группы. Задание каждой группе: составить теорему для вашей задачи. Поможет вам в этом презентация PowerPoint.
Каждая группа запускает свою презентацию, составляет свою теорему.
-Какая группа готова сформулировать свою теорему?
Представители каждой группы выходят к доске, записывают систему неравенств и формулируют теорему:
Теорема.
Оба корня квадратного уравнения
больше заданного
числа М, если (и только если) имеет место система:
меньше заданного
Заданное число
М лежит между корнями
квадратного уравнения
А(а)х2+В(а)х+С(а)=0,
если (и только если)
имеет место система:
Вопрос каждому представителю групп:
- Обоснуйте свой ответ. Объясните, почему ни одно из неравенств нельзя удалить из вашей системы.
Учащиеся приводят противоречащие примеры.
Обсуждая третью теорему, учащиеся замечают, что требование D>0 вовсе не обязательно.
- Итак, вы научились формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения и обосновывать эти теоремы.
IV. Психофизиологическая пауза.
Учащимся предложены упражнения для коррекции осанки и упражения гимнастики для глаз.
V. Решение задач с параметром.
- Предлагаю вам ряд задач с параметрами (Приложение 3).
- Определите, каким методом решать каждую из предлагаемых задач с параметрами. Проверить своё решение вы можете, открыв презентацию с решением вашей задачи (Приложение 3).
Учащиеся решают задачи.
VI. Решение задач с параметрами с помощью компьютера.
- Составьте собственные задачи с параметром, которые решаются с помощью составленных вами сегодня теорем.
- Запишите эти уравнения в тетрадь и решите их.
VII. Итог занятия.
- Сегодня мы научились получать геометрическую интерпретацию задачи с параметром, с помощью этого чертежа составлять подходящую систему неравенств для решения данной задачи.
В качестве домашнего задания составьте задачи с параметром, которые решаются с помощью составленных вами сегодня теорем, и решите эти задачи аналитически[5].
Заключение
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения.
Выполняя проекты, ученики включаются в реальную творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью, занимательностью. В ходе выполнения проекта учащиеся не только получают углубленные знания, но и учатся оформлять творческие работы и документы, приобретают навыки подготовки исследовательской работы, её защиты, обучаются стратегии успеха. Такие творческие работы являются средством управления мыслительной деятельностью учащихся, цель которого - учить умению думать. Под опытным руководством учащиеся могут научиться эффективно искать и анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы, работать вместе и обмениваться информацией.
Всё вышеперечисленное создаёт предпосылки для воспитания нового, творчески активного поколения, подготовленного для жизни и деятельности в информационном обществе будущего. В этой курсовой работе были рассмотрены такие понятия, как «метод проектов», «информационные технологии», «компьютерные технологии», была приведена разработка одного занятия кружка по математике с применением компьютерных технологий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленная цель курсовой работы достигнута.
Литература
1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. - 2004. - №2.
2. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа. ЦирлинаТ.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
3. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Э.С. Ларина.-Волгоград: Учитель,2009.
4. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования// Школьные технологии.- 2004.- № 5.
5. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост. Е.В. Алтухова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
6. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.//Журнал «Информатика и образование». 2008.- № 5, № 6.
7. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно - блочная технологии в работе учителя. М: МИОО, 2002.
8. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, -- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
9. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения.//Информатика и образование. 1999.- № 2.
10. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения. «Школа 2100» Концепции, программы, технологии. Вып.2 - М., 1998.
Приложение 1
Циклограмма учебного процесса
Этапы деятельности уч-ся
Постановка проблемы
Выдвижение гипотез - путей решения. Деление на группы
Планирование
деят-ти. Выбор форм продукта
Подготовка продукта
Выбор формы презентации
Подготовка презентации
Презенация
Самооценка и само
анализ
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Долгосрочный (год) проект
Сентябрь - октябрь Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы
Октябрь Составление развернутого плана работы
Ноябрь - декабрь
Декабрь - февраль Проведение исследования
Март Подготовка чистового варианта
Апрель Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада
Май Защита
В течение проектной недели
До начала проектной недели
1-ый день
2-3-й дни
3-4-й дни
5-й день
Проект, выполняемый на уроках
1-ый урок
Неделя между
1-м и 2-м уроками
2-й урок
Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками
3-4-й уроки
(спарен-ные)
-
Мини-проект
1-й урок (в числе двух спаренных) 0 - 20-я минуты
1 - 2-й уроки 20 - 50-я минуты
2-й урок (в числе 2-х спаренных)
50-70-я минуты
70-80-я минуты
Приложение 2
Презентация исследовательской работы в группах
f(x)=Ax2+Bx+С.
При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения меньше заданного числа М? (х1, х2 < M.)
f(x)=Ax2+Bx+С; х1, х2 < M.
Возможны два случая: А > 0 и A < 0.
Случай А > 0.
- Подумайте, что можно сказать о дискриминанте.
- Подумайте что можно сказать о f(M).
Сравните М и абсциссу вершины параболы.
Запишите систему неравенств:
Случай А < 0.
- Подумайте что можно сказать о дискриминанте.
Сравните две полученные системы и постарайтесь составить универсальную систему для обоих случаев.
Итак, вы получили теорему:
Оба корня квадратного уравнения меньше заданного числа М, если (и только если) имеет место система
-При каких значениях параметра а заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения? (х1<M<x2).
Заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения, если (и только если) имеет место система
Приложение 3
Содержание презентаций для самопроверки и самокоррекции
При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения х2+(а+1)х+3=0 лежат по разные стороны от числа 2?
Решение. Рассмотрим функцию f(x)=x2+(a+1)x+3.
f(2)<0;
f(2)=4+2a+2+3=2a+9<0;
2a< - 9;
а< - 4,5.
Ответ: а(-?; -4,5).
При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения (2-а)х2-3ах+2а=0 больше ?
Решение. Рассмотрим функцию f(x)=(2-a)x2-3ax+2a.
Решений нет.
Ответ: решений нет.
Найти все значения параметра а, при которых оба корня квадратного уравнения x2-6ax+(2-2a+9a2)=0 больше 3.
Решение. Рассмотрим функцию f(x)=x2-6ax+(2-2a+9a2)=0.
Решаем первое неравенство системы: D=400-36*11=4.
a1= a2=
a
Ответ: a
Найти все значения параметра а, у которых оба корня квадратного уравнения х2+4ах+(1-2а+4а2)=0 меньше -1.
Решение. Рассмотрим функцию f(x)=x2+4ax+(1-2a+4a2).
Решаем первое неравенство системы: D=9-8=1.
При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения (1+а)х2-3ах+4а=0 меньше 1?
Решение. Рассмотрим функцию f(x)= (1+а)х2-3ах+4а=0.
Страницы: 1, 2, 3