Рефераты. Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе

p align="left">Таким образом, эффективность экологического образования можно повысить, используя краеведческий подход. В учебном процессе используют несколько форм обучения: факультатив, спецкурс, практикум, кружок, олимпиада, ролевые игры и т.п. Названные формы позволяют углубить имеющиеся знания и сформулировать у школьников экологическое мировоззрение, экологические умения и навыки.

3. Использование краеведческих материалов на уроках экологии

3.1. Источники краеведческой информации

Краеведческая библиография.

Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы.

Основным объектом краеведческой библиографии служат произведения печати - книги, периодические издания, карты, изобразительная продукция.

Краеведческая библиография весьма разнообразна по виду издания, по назначению и полноте отбора литературы, по периодичности выпуска и охватывающему периоду, по тематике.

Источником библиографической информации о Мордовии являются библиографические отделы Республиканской национальной библиотеки имени А.С. Пушкина, Республиканской юношеской библиотеки, Республиканской детской библиотеки, научной библиотеки МГУ имени Н.П. Огарева, Республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрзи.

Печатные источники.

Основным источником сведений о крае в краеведческой деятельности учителей служат книги, периодические издания (статьи в журналах и газетах) и продолжающиеся издания (сборники трудов и ученые записки научных обществ, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и др.).

Как правило, это книги, в которых рассказывается о различных сторонах развития края - его истории, экономике, культуре, природных богатствах, достопримечательностях, экологической обстановке.

Они могут содержать первичную информацию, но в большинстве случаев обобщают опосредованную информацию, воспринятую и переработанную авторами из источников. Сведения о крае могут содержаться как в специальной литературе, так и в различных центральных и местных изданиях. Литературные источники многообразны: монографии и сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика и издания справочного характера. Список литературы эколого-краеведческого характера прилагается в Приложении 1.

Статистические источники краеведения.

Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной статистики. Эти данные могут быть о состоянии населения, хозяйстве, природных объектах, экологической обстановке и др.

К главным статистическим источникам по экологии можно отнести ежегодные доклады о состоянии окружающей природной среды в нашей республике.

Картографические источники.

В краеведческих исследованиях карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами. Карты классифицируются по территориальному охвату, по содержанию, по масштабу и по степени схематизации изображения.

Значение карт в краеведческом исследовании не ограничивается лишь их анализом для выявления фактов, характеризующих край, и различного рода взаимосвязей. Карты служат для краеведа важным средством фиксации собранных фактов. Нанеся на карту различные данные о природе, населении, хозяйстве, экологической обстановке, краевед может с помощью карты показать выявленные им взаимосвязи на изученной территории. Важнейшим источником картографической информации является атлас «География и природопользование», подготовленный к изданию преподавателями МГУ имени Н.П. Огарева.

Архивные и фондовые материалы.

Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым.

Главная задача в работе с архивными и фондовыми документами - накопление фактических знаний. Работа со всеми видами письменных источников является одним из важнейших направлений самостоятельных исследований школьников во время краеведческой деятельности. В настоящее время значительная по объему экологическая информация накопилась в фондах комитета природных ресурсов по Республике Мордовия.

Устные источники.

Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения жизни в самые различные эпохи. Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество - сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.

В качестве устного источника могут выступать и рассказы ныне живущих людей, в памяти которых сохранились сведения о различных событиях истории.

Пользуясь языком, мы постоянно встречаемся с собственными именами, которыми обозначается широкий круг понятий, явлений, предметов. Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике. Для краеведов представляет особый интерес такие разделы, как топонимика и антропонимика. Если предметом топонимики является происхождение, содержание и закономерности развития географических названий, то антропонимика изучает собственные имена людей. Названия - это вечные памятники своей эпохе и как таковые имеют право на самое пристальное внимание и исследование со стороны краеведов.

Среди источников топонимического характера следует отметить работы И.К. Инжеватова (1979), И.Д. Цыганкина (1993) (см. Приложение 1).

Памятники истории и культуры как источник краеведения

Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности.

Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер содержащейся в ней информации тоже не одинаков и зависит от вида памятника.

Необходимость получения совокупности фактов обязывает к широкому и тщательному изучению круга источников, поиску причинно-следственной связи между событиями, определению места данного факта в цепи других.

Наблюдение объектов и процессов природы как источник краеведческих знаний

Важнейший источник краеведческих знаний - непосредственное изучение природы и отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий, краеведческих экспедиций. Главными целями таких поездок и экскурсий являются:

определение местоположений достопримечательностей природы (уникальных и других видов растений, мест гнездования птиц, геологических обнажений и др.) и проведение наблюдений за ними;

наблюдение явлений и процессов природы (евтрофикация водоемов, экологическая сукцессия и др.);

изучение состояния охраняемых объектов природы с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории края;

изучение источников загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха и экологических последствий деятельности человека (оврагообразование, оползнеобразование, заболачивание и др.).

Таким образом, в каждом регионе существует достаточно обширная и разнообразная экологическая информация краеведческого характера. Эту информацию следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях.

3.2. Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов

Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем.

Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов:

изучение литературы способствует увеличению интеллектуального багажа ученика и, прежде всего специальных знаний;

изучение литературы улучшает навыки работы с источниками, создавая базис для последующего написания работ более высокого уровня;

реферат является индикатором аналитических и синтетических (способность к обобщению) возможностей учащегося, показывая педагогу направления работы по совершенствованию личности ученика как возможного будущего молодого ученого.

К написанному реферату предъявляются следующие основные требования:

а) объем реферата должен быть не менее 10-15 машинописных страниц и оформлен в машинописном виде;

б) в структуре реферата должны быть содержание, введение, заключение, список литературы, основная часть, включающая не менее трех разделов;

в) список использованных источников должен включать не менее 5 источников;

г) в реферате желательно поместить рисунки, графики, таблицы, фото и другие иллюстрации;

д) каждый раздел реферата должен заканчиваться собственным кратким выводом учащихся (Кочетков, 2001).

Доклад - конспективное переложение содержания документа, связанного с изучением и обработкой документов и других литературных источников, с целью извлечения из них наиболее существенных сведений и (или) их обобщения (Жанры информационной литературы…, 1983).

Доклад, как и реферат, является значительным элементом образовательного процесса с присущими ему своеобразными аспектами, позитивного влияния.

Но доклад еще в отличие от реферата, еще нельзя назвать научно-исследовательской работой, т.к. существует ряд отличий по предъявляемым к докладам требований:

а) по объему доклад меньше реферата;

б) по содержательному изложению материала;

в) по предъявляемым требованиям к оформлению.

Примерная тематика рефератов и докладов эколого-краеведческого характера для учащихся 10-11 классов приводится нами в Приложении 2.

Таким образом, рефераты и доклады являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они позволяют более глубоко изучить экологические вопросы и проблемы родного края.

3.3. Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики на окружающую среду» (на примере Мордовской ГРЭС)

Цель игры: Определить положительные и негативные аспекты теплоэнергетики, спрогнозировать возможные изменения окружающей природной среды в результате строительства крупной ГРЭС в Мордовии, выявить возможные альтернативные варианты использования топлива для ГРЭС, пробудить у школьников ответственное отношение к окружающей природе, развивать экологическое мышление.

Оборудование для урока: физическая, экономическая и политико-административная карты Мордовии, материалы экологической экспертизы, изложенные на карточках в доступной для учеников форме, ксерокопии статей о Мордовской ГРЭС местных газет, стенд «Положительные и отрицательные моменты строительства Мордовской ГРЭС».

При подготовке и в ходе проведения ролевой игры выделяются три основных этапа.

I этап - подготовительный. Определить в каких рамках будет проходить игра: заседание круглого стола специалистов различных профессий, выступление представителей различных профессий на конференции, встреча специалистов со школьниками и т.д. На этом же этапе, за 1-2 недели ученики выбирают профессии, от имени кого будут выступать. Учитель дает каждому выступающему карточки с материалом экологической экспертизы, указывает, в чем заключается его роль. Здесь же обсуждаются общие черты сценария, по которому будет проходить игра, возможные варианты вопросов, ответы на которые ребята должны будут подготовить сами. При подготовке к игре можно использовать газетные статьи В. Гипса (1994), С.Н. Чебанова (1994, 1995), Ю.И. Аладышева (1995).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.