Проектировщики: Для обеспечения пригородных хозяйств водой в пойме р.Тавлы предполагается строительство водохранилища площадью 250 га, глубиной 3-5 м. заполняться оно будет талыми водами и водами р.Тавлы.
Представители санитарно-эпидемиологической службы: Водоем очень скоро заилится так как находится в пойме, с водосбора в водоем будут попадать загрязняющие вещества (минеральные удобрения, ядохимикаты и др.). Этот водоем ожидает евтрофикация и в конечном итоге заболачивание. Таким образом, водоем превратится в источник инфекций.
Представители Минэкологии: строительство водохранилища вызывает то, что 250 га плодородных земель. Возможно заболачивание соседних районов и активизация оползневых процессов. Кроме того, необходимо будет ежегодно чистить водоем от ила. Таким образом затраты на строительство и эксплуатацию намного превысят будущие доходы. Решить проблему как нам кажется можно путем строительства ряда мелких прудов в верховьях глубоких и крутых балок, что предотвратит заиливание. Это обстоятельство требует выноса из зон санитарной охраны всех объектов, способных загрязнять воды.
В заключение подводятся итоги дискуссии, принимается решение, выставляются оценки за подготовку и работу на уроке.
Лучшее свидетельство усвоения материала ролевой игры - это умение учащихся сформировать пути решения экологических проблем.
Заключение
Актуальность комплексных проблем экологии, объективная потребность их разрешения в целях обеспечения благоприятных условий существования настоящих и будущих поколений ставит перед школой новые задачи экологического образования и воспитания учащихся. На современном этапе взаимодействия общества и природы нельзя ограничиться только развитием чувства любви к природе у каждого человека. Главным является воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды.
Укрепление бережного отношения школьников к окружающей природе тесно связано с формированием не только системы знаний, но и определенных навыков, привычек, умений. Ответственное отношение школьника к окружающей среде проявляется в трех сферах: в культуре индивидуального поведения; в активном участии по выполнению общественно полезного труда по защите, уходу и улучшению природного окружения; в активной пропаганде современных идей охраны природы.
Изучая на уроках проблемы окружающей среды на глобальном, региональном и национальном уровне необходимо их увязывать с краеведческим материалом. С учетом этого важно сочетать отражение этих уровней, как в учебном содержании, так и в организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимо разрабатывать сочетание таких методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствовали бы накоплению опыта принятия решений по отношению к окружающей природной среде и выработке необходимых умений в условиях игровой, пропагандисткой и трудовой деятельности.
В старших классах средней школы изучение местных экологических проблем возможно с помощью организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование в первую очередь краеведческих материалов.
Для того чтобы игра прошла интересно и принесла результаты, учителю совместно с учащимися необходимо провести серьезную предварительную работу: определить состав участников, разработать сценарий будущей игры, дать ученикам определенные задания.
Ученики должны при помощи учителя самостоятельно сконструировать свои выступления сообщения. Сообщение не следует превращать в простой пересказ прочитанного или выученного. Целесообразно в процессе подготовки к игре использовать периодическую печать. В газетных статьях, как правило, приводятся новейшие данные, сведения о выносимых на обсуждение проблемах. Важнейшими источниками являются официальные документы, материалы природоохранных ведомств.
В процессе игры обсуждаются основные проблемы. Поиск решений осуществляется путем обсуждения, дискуссии.
В заключительный период проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение педагогических и воспитательных итогов).
Таким образом, используя краеведческие материалы в учебном процессе можно решить несколько учебно-воспитательных задач: 1) более глубокое познание природы своей местности и ее экологических проблем, 2) формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, 3) развитие альтернативного экологического мышления, 4) выработка умения принимать ответственные решения, вести корректно дискуссию, умение аргументировано отвечать на вопросы и др.
Список использованных источников
1. Аладышев Ю.И. Вступая в XXI век. - Саранск: Морд.кн.изд-во. 1995. - 95с.
2. Аладышев Ю.И. Когда захлопнется экологический капкан // Вечерний Саранск - 5.01.95 г.
3. Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Проблемы экологического образования школьников. Пособ.для слушателей экологической школы. - Н.Новгород: Изд.Нижегород.обл.отд.-ния Педагогического о.-ва РСФСР, 1991. - 40с.
4. Винокурова Н.Ф., Николина В.В. углубленное изучение экологии в школе. - Н.Новгород: Изд.Нижегород.обл.отд.-ния Педагогического о.-ва РСФСР, 1991. - 38с.
5. Гипс В Мордовская ГРЭС. Какой она будет? // Столица «С» - 27.05.94 г.
6. Гипс В. Сурский водовод. Работы продолжаются // Столица «С» - 4.11.94 г.
7. Доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Мордовия в 1994 году. - Саранск: Изд-во Минприроды РМ, 1995. - 19с.
8. Жанры информационной литературы: обзор, реферат. - М: Книга, 1983. - 319с.
9. Жидкин В.Н., Астрадамов В.И., Ворсобина Л.И., Якунчев М.А. Основы экологии. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1994. - 351с.
10. Жидкин В.Н. Программы по экологии для X-XI классов. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1994. - 28с.
11. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». - М.: Республика, 1992. - 64с.
12. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования / Предисл. И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 1981. - 184с.
13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. - М.: Просвещение, 1980. - 78с.
14. Иванов П.В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие. Петрозаводск. ПГУ, 1997. - 106с.
15. Кочетков В. Рассуждение о пользе и вреде рефератов // Голос - 01.02.01г.
16. Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987. - 158с.
17. Кучер Т.А., Лобжанидзе А.А. Игра в экологическом воспитании школьников // География в школе. - 1992 - №3. С. 22-24.
18. Материалы проекта «Мордовская ГРЭС». - М., 1993.
19. Материалы проекта «Расширение и реконструкция водопровода г. Саранска с использованием поверхностных вод р.Суры». - М.: Гипрокоммунводоканал, 1993.
20. Матрусов И.С. Школьное краеведение // География в школе. - 1963. - №3. С. 9-14.
21. Меркулов П.И., Ямашкин А.А., Масляев В.Н. Антропогенное воздействие на географическую оболочку. - Саранск: Изд-во Морд.ун-та. 1994. - 116с.
22. Отчет по теме: Разработка технологии очистки воды р.Суры для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Саранска. - М., 1992. - 116с.
23. Программа экологической школы для работников народного образования. - Н.Новгород, 1991. - 40с.
24. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования // География в школе. - 1993. - №3. С. 38-42.
25. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеообразовательной школе: Пособдля учителей. - М.: Просвещение, 1979. - 127с.
26. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 1974. - 129с.
27. Строев К.Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 1967. - 193с.
28. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 96с.
29. Трусов А.Г., Кавтарадзе Д.Н. Экологическое образование и воспитание // Состояние природной среды в СССР в 1988 г. - М.: 1990. - С. 156-160.
30. Учебное издание. Программы для общеобразовательных учреждений: экология. - М.: Просвещение, 1994. - 46с.
31. Чебанов С.Н. Мордовская ГРЭС и «завтрак по-швейцарски» // Вечерний Саранск - 27.05.94 г.
32. Чебанов С.Н. Энергетический кризис // Столица «С». - 6.01.95 г.
Приложение 1
Рекомендуемая эколого-краеведческая литература
1. Альба Л.Д., Вечканов В.С. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1992.
2. Ануфриев А.Н. Полезные ископаемые Мордовии. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1985.
3. Астрадамов В.И., Кемкин В.И., Филимонов В.Б. Природные комплексы Мордовии. М.: МП «Марс», 1996.
4. Водные ресурсы РМ и геоэкологические проблемы их освоения. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1999.
5. География Мордовской АССР. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1983.
6. Государственный доклад о состоянии окружающей среды РМ в 1999 г. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2000.
7. Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1979.
8. Каменев А.Г., Тимралеев З.А., Альба Л.Д. и др. Состояние животного мира Мордовии // Интеграция образования. 2000. №2, С.44-48.
9. Мордовский национальный парк «Смольный». Саранск: НИИ регионологии, 2000.
10. Особо охраняемые природные территории Мордовии. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1997.
11. Силаева Т.Б. Состояние растительного мира республики Мордовия // Интеграция образования. 2000. №2, С.48-52.
12. Силаева Т.Б., Тихомиров В.Н., Майоров С.В. Редкие и исчезающие растения Мордовии. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1996.
13. Состояние здоровья населения и среды обитания г. Саранска РМ. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1996.
14. Тонких В.С. леса Мордовии. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1976.
15. Фролов А.Ф. Экология и здоровье населения Мордовии. Саранск: Б.И., 1994.
16. Цыганкин Д.В. память земли. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1993.
17. Щетинина А.С. Почвы Мордовии. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1990.
18. Эколого-химическая оценка состояния окружающей среды г.Саранска. М.: ИМГРЭ, 1993.
19. Ямашкин А.А. Физико-географические условия и ландшафта Мордовии. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1998.
20. Ямашкин А.А., Масляев В.Н., Сафонов В.Н. Экологические проблемы использования водных ресурсов в Мордовии // Вестн.Мордов.ун-та, 1990. №2. С.31-34.
Приложение 2
Примерные темы рефератов и докладов по экологии для учащихся 10-11 классов
1. Полезные ископаемые Мордовии.
2. Природа и биоразнообразие Мордовского национального парка «Смольный».
3. Природа и биоразнообразие Мордовского государственного заповедника им. П.Г. Смидовича.
4. Редкие и исчезающие животные Мордовии.
5. Особо охраняемые природные территории Мордовии.
6. Редкие и исчезающие растения Мордовии.
7. Загрязнения воздушной среды Мордовии.
8. Использование и изменение водных ресурсов на территории Мордовии.
9. Почвы Мордовии как абиотический фактор среды обитания живых организмов.
10. Климат как экологический фактор, определяющий среду обитания растений и животных Мордовии.
11. История развития органического мира Мордовии и биоразнообразие.
12. Экологические проблемы использования водных ресурсов в Мордовии.
13. Экологическое состояние растительного и животного мира Мордовии.
14. Рельеф и геологическое строение как экологические факторы среды обитания растительного и животного мира Мордовии.
15. Экологическое состояние среды г. Саранска.
16. Загрязнение ртутью среды г. Саранска и ее влияние на здоровье населения.
17. Влияние среды обитания на здоровье человека (на примере Мордовии или Саранска).
18. Лесные экосистемы Мордовии.
19. История взаимодействия человека с природой на территории Мордовии.
20. Отражение в топониме Мордовии экологического состояния среды.
21. Инерка - самый известный памятник природы Мордовского края.
22. Экологическое состояние р.Инсар (или какой-либо другой реки на выбор учащегося).
23. Основные типы естественных экосистем Мордовии.
24. Основные типы искусственных экосистем Мордовии.
25. Природоохранные традиции в обычаях и фольклоре народов населяющих Мордовию (по материалам музея национальной культуры).
26. Качество питьевой артезианской воды и здоровье населения в г.Саранске.
27. Радиоактивное загрязнение территории Мордовии.
28. Загрязнение почв РМ тяжелыми металлами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7