Рефераты. Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка

p align="left">7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Мы предлагаем следующую классификацию нестандартных уроков для обучения лексике в средней школе:

1. Уроки с использованием современных аудиовизуальных и технических средств обучения: Интернет урок (использование Интернет на уроке, либо использование Интернет материалов), видео урок

2. Уроки, направленные на установление межпредметных связей: урок-проект, интегрированный урок.

3. Уроки творчества: Урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок-мюзикл, урок-суд, урок-сказка.

Глава 2. Исследование влияния нестандартных форм уроков на формирование лексических навыков

2.1 Методические аспекты использования игры в обучении лексике

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все. это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». [21, с.117]

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра - это:

деятельность (в нашем случае - речевая);

мотивированность, отсутствие принуждения;

индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В. Петровский):

развитие психических функций и способностей;

«учение с увлечением» (говоря словами СЛ. Соловейчика).

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.[16, с.256]

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.[11, с.94]

Говоря об игровом обучении иностранным языкам и иноязычному общению, мы часто обращаемся к классификации игр, разработанной Е.А. Маслыко. В данной классификации игры делятся на 5 групп, внутри которых могут выделятся подгруппы.

1 группа - языковые игры. Они предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. В данной группе выделяют 5 подгрупп:

Ш фонетические игры;

Ш орфографические игры;

Ш игры для работы с алфавитом;

Ш лексические игры;

Ш грамматические игры.

2 группа - игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом. Их основной задачей является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково - от полного использования игровой деятельности обучаемых до сугубо дидактических игр.

3 группа игр - психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний. Основными функциями таких игр являются:

Ш создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации;

Ш реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке;

Ш интенсивная тренировка употребления лексического и грамматического материала.

4 группа - игровые упражнения для обучения иноязычному общению. Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, доказательства и т.д.). Цель таких игр составляет речевая тренировка на иностранном языке. Преподаватель сообщает обучаемым игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных действий, а иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речевой деятельности обучаемых. В данной группе игр можно выделить следующие подгруппы:

Ш игровые упражнения для речевой разминки;

Ш игры типа интервью для активизации навыков и умений в системе «диалог - монолог в диалоге»;

Ш игры на догадку;

Ш игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, ролевые

Ш игры.

5 группа игр - деловые игры

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

Так же игры можно разделить на:

1. Игры с буквами. 2. Игры со словами. 3. Синтаксические игры. 4. Игры с текстом. 5. Грамматические игры. 6. Поэтические игры. 7. Корректировочные игры. 8. Загадки, ребусы. 9. Интерактивные игры [10, с.368]

На уроках игры следует использовать в следующих целях:

ь формирование определенных навыков;

ь развитие определенных речевых умений;

ь обучение умению общаться;

ь развитие необходимых способностей и психических функций;

ь познание;

ь запоминание речевого материала.

Существуют и основные организации игры:

ь Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

ь Принципы развития игровой динамики.

ь Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).

ь Принципы взаимосвязи игровой и игровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

ь 5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным». [13, с.223]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра

- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил;

- это мотивированная индивидуальная личностно-значимая речевая деятельность, в ходе которой учащийся обучается и воспитывается в коллективе и через коллектив, развивает психические функции и способности, в основе которой лежит интерес.

2.2 Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения

Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов:

1. максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке;

2. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

3. развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;

4. «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям;

5. использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Помимо принципов исследователи относят к весьма значимым условиям организации периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.