Рефераты. Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка

p align="left">В подготовке к уроку обучающиеся принимают активное участие, которое может выражаться в подготовке сообщений, составлении вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлении необходимого дидактического материала.

На самом уроке обучающиеся изучают новый материал или систематизируют ранее полученные знания в различных «нестандартных» формах организации мыслительной активности.

На этапе анализа проведенного урока исследователи рекомендуют оценивать не только результаты достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картину общения - эмоциональный тонус урока.

Во время прохождения методической практики я работала с 5 классами, поэтому уроки не обходились без игр, песен, загадок, наглядных пособий. Игры использовались как для введения нового материала, так и для его закрепления. Используемые презентации, видеоматериал и интернет ресурсы делали уроки более информативными и яркими.

А теперь перейдем к практической части нашей работы, в которой нам предстоит доказать или опровергнуть все вышеперечисленные преимущества использования нестандартных уроков на среднем этапе обучения иностранному языку.

2.3 Анализ результатов использования нестандартных уроков

Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска.

Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса.

Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения позволили разделить группу учащихся на три условные категории:

a. учащиеся с очень высоким уровнем владения лексикой;

b. ребята со средним уровнем владения лексикой;

c. дети со слабым уровнем лексической подготовки.

Экспериментальная группа (рис. 2.1)

Рис. 2.1 - Результаты устных высказываний по выявлению исходного уровня лексических знаний учащихся

В начале методической практики устные высказывания ребят показали, что из изученной лексики по теме, в своей речи ребята употребляют лишь 40-60 % слов. Т.к. целью работы ставилось выявление влияния нестандартных уроков на овладение лексикой английского языка, то на протяжении двух месяцев методической практики изучение лексики велось с использованием нестандартных уроков, а именно урок-игра, урок-экскурсия, урок-суд, урок-интервью. (См. Приложение 1)

Процесс изучения лексики при помощи игр происходил при весьма живом интересе со стороны детей, которые проявили большую инициативу, участвуя в различных игровых моментах.

На протяжении нескольких уроков учащиеся работали с текстами и дополнительными материалами по теме. За это время ими было выучено 25 новых слов. После чего им давалась проблемная ситуация в нетрадиционной форме, которую им было необходимо решить. На последнем уроке по теме « The Nature Around» в гости прилетел инопланетянин. Он нуждался в помощи, т.к. его планета стала очень грязной, а планета Земля - чистая и красивая. Но, от ребят он узнал, что и на Земле не все так хорошо как он думал. Поэтому они вместе искали способы как спасти мир.

В ходе выступлений ребята использовали в речи 70-80% изученных слов.

Более высокие результаты объясняется тем, что использование игр и нестандартных уроков при обучении лексике, помогло сформировать лексические навыки на порядок выше, чем у них были до этого.

Так же учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкета состояла из 5 вопросов. Результаты показали, что проведенные уроки понравились всем детям и каждый узнал что-то интересное из них. Больше всего детям понравились: языковые игры, развлечения, тесты, использование видеофрагментов, дополнительные задания в нетрадиционной форме ( проекты, сочинения, кроссворды, загадки).И все это они хотели бы видеть на последующих уроках. Все ребята хотели бы видеть меня в качестве их учителя английского языка

Таким образом, гипотеза была доказана, а методическая необходимость включения нетрадиционный уроков в процесс обучения лексике иностранного языка обоснована.

В результате проведенного эксперимента нами были разработаны рекомендации по проведению нестандартных уроков:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [15, с.324].

На наш взгляд одной из слабых сторон нестандартных уроков является тот факт, что они не всегда носят более информативный характер, чем стандартные уроки. А так как на изучение иностранного языка отводится всего 2 часа, то на такие уроки просто не остается. Но использовать некоторые элементы таких уроков необходимо.

Заключение

Таким образом, анализ литературы по рассматриваемой проблеме использования нестандартных уроков при овладении лексикой, исследования, проведенные в данной работе, с большой уверенностью позволяют утверждать, что нестандартные уроки обладают огромными потенциальными возможностями. Они предоставляют возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в активную работу, учитывая его склонности, интересы, уровень языковой подготовки. Причем, такие уроки содействуют поддержанию работоспособности каждого ученика, снимают усталость, выполняют дефицит общения, что особенно важно для современной школы с ее значительной перегрузкой учащихся знаниями.

На основании проведенной работы можно утверждать, что нестандартные уроки:

- обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе;

- способствуют лучшему запоминанию лексики, более качественному лексическому оформлению речевого высказывания;

- создают ситуацию для употребления данного речевого образца; развивают речевую активность и самостоятельность учащихся;

- позволяют реализовать воспитательные цели обучения;

- повышают мотивацию учащихся к учению;

- активизируют память и развивает личность ребенка.

Список использованных источников

1 Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка», Вопросы психологии: М.: Просвещение, 1993, 221 с.

2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991, 267 с.

3 Гез Н.И. «Методика обучения иностранному языку в средней школе» - М., 1982, 117 с.

4 Годника С.М. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики.- М., 1998, с.124

5 Кашлев С.С. «Интерактивные методы обучения» - М., 2001, 12 с.

6 Китайгородская Г.А «Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам», М.: Просвещение, 1989

7 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1

8 Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. - М., 1983

9 Макаренко А.С. Соч.: в 7-ми томах, Т.1, М.: Просвещение, 1957, 368 с.

10 Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». - Мн.: Народная асвета, 1999, 368 с.

11 Медведева О.И. «Творчество учителя на уроках иностранного языка», М.: Просвещение, 1992, 94 с.

12 Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988, 223 с.

13 Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., 1992, 223 с.

14 Психология: Словарь. - М., 1990, 378 с.

15
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М, 1998.

16 Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» - Мн.: Народная асвета, 1976, 256 с.

17 Ушинский К.Д. Собрание сочинений, 1958, 160 с.

18 Ушинский. К.Д. Соч.: В 3-х томах. Т.1. - М., 1979, 436 с.

19 Хёйзинга И. «Человек играющий. В тени завтрашнего дня» - М.: Прогресс, 1992, 190 с.

20 Шмалов С.А. «Игры учащихся - феномен культуры»- М.:Новая школа, 1994, 290 с.

21 Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М., 1978, 117 с.

22 Интернет: Http://www.5balov.ru

Приложение 1

"Opposites"

Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).Буквы

Водящий называет букву и кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву.Возможен вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится каждый играющий.

"Board race"( закрепление лексики по теме Nature)

На доску прикрепить карточки в ряд. Детей разделить на две команды. Водящий называет одну из карточек, прикреплённых на доске. Первые два ребёнка из каждой команды подбегают к доске и дотрагиваются до карточки. Если карточка показана верно - команда получает очко. Etc.

"Repeat if true"

На доске расположить 5-6 карточек. Указывая на одну из карточек, учитель называет её и описывает 2-3 предложениями. Если учитель произносит всё правильно - дети повторяют, если нет - молчат (правильно - поднимают руки вверх/ хлопают в ладоши/ говорят: "Yes" Etc.).

You Can not Drink Tea Without

Нужно использовать конструкцию You Can not и употребить пройденную лексику.

Игра в мяч.

Образуются две команды.

Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом.

Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол.

Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.

“Пантомима”

Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют действия, которые показывает их одноклассник.

“Рассеянный

Ход игры: учитель, показывая тематическую картинку, называет изображенное на ней, но неправильно. Ученик должен поправить и сказать, что на самом деле изображено на картинке.

“Помоги слепому”

Ход игры: ученики работают в парах.

Один из них, притворившись слабовидящим, спрашивает другого, что делают/где находятся изображенные на картинке, которую показывает учитель.

Можно усложнить задание, расширив его в мини-диалог.

«Угадай!»

Ход игры:

Водящий выходит из класса, а ребята загадывают какой-либо предмет, находящийся в классе или на столе учителя.

Затем он возвращается в класс и задает вопросы.

Wolf and Lambs

Ход игры:

Учитель (пастух) выбирает водящего (волка).

У «волка» в руках несколько карточек с крупно написанными словами.

Он обращается поочередно к ученикам каждой команды. «Ягненок», к которому обратился «волк», должен правильно назвать все буквы слова, написанного на картоне.

Если «ягненок» ошибся, волк забирает его (ученик выбывает из игры).

Выигрывает та команда, у которой «волк» забрал меньше «ягнят».

What Can You Do with a Book?

"Children, what can you do with a book?""What can you do at home?" "What can a good sportsman do?" "What can a dog do?" и т. д.Эту игру можно проводить с глаголами must и may.

You Can not Drink Tea Without

Нужно использовать конструкцию You Can not и употребить пройденную лексику

What Is This?

Ход игры:

У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. «Учителя» расположились напротив «учеников», «учителя» задали вопросы, а затем команды поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко.

В игре также используются варианты речевого образца - What are these? What is that? What are those?

RHYME MIME

(Рифмы)

Описание: Класс делится на 2 команды. Игрок одной из команд придумывает 2 рифмующихся слова и разыгрывает их перед своей командой. Существует ограничение времени ( 1-2 минуты), за каждое угаданное слово в пределах временного лимита дается одно очко. Когда команда А заканчивает, приходит очередь команды

TWO - WORD VERBS

(двусложные глаголы)

Описание: Колода кладется вверх рубашками. Учащиеся садятся вокруг и по очереди берут сверху по одной карте. Если ученик составляет 2 правильных предложения с доставшимися ему глаголом, карточка остается у него до конца игры

Если он допускает ошибку, карточка кладется вниз колоды. Побеждает тот, кто соберет или 3 одинаковых карточки, или 10 разных.

«ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Ход игры:

необходимо завершить начатую фразу.

«АССОЦИАЦИИ»

Ход игры:

предложенному понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда слов следует выделить те слова, которые наиболее точно отражает сущность рассматриваемого понятия.

На листе ватмана маркером (или мелом на доске) записывается рассматриваемое понятие.

Приложение 2

Анкета

Обведите в кружок нужный вариант ответа.

1. Понравились ли Вам мои уроки?

a) Да

b) Нет

c) Не знаю

2. Узнали ли Вы что-нибудь интересное на моих уроках?

a) Да

b) Нет

c) Не знаю

3. Что из использованного мною на уроках понравилось Вам больше?

a) Игры, развлечения;

b) Тесты;

c) Дополнительные задания;

d) Просмотр видео;

e) Другой вариант.

4. Чего бы Вы хотели увидеть на моих уроках больше?

a) Игры, развлечения;

b) Тесты;

c) Дополнительные задания;

d) Просмотр видео;

e) Другой вариант.

5. Хотели бы Вы видеть меня в качестве вашего учителя?

a) Да

b) Нет

c) Не знаю.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.