Рефераты. Использование проблемных ситуаций на уроках природоведения как средство повышения качества учебной деятельности младших школьников

p align="left">Руководящая роль учителя при проведении практической работы состоит в предшествующем и текущем инструктаже (на доске или устно). К непосредственному выполнению работы привлекаются именно те учащиеся, которые высказывали свои предположения, догадки. Они становятся ответственными за опыты, наблюдают, записывают свои наблюдения, остальные помогают им в случае необходимости, следят за их действиями, наблюдают за ходом и результатами опытов.

2. Работа с учебником. (с. 124-125)

а) прочитайте в тексте на с. 124 учебника, какие растения размножаются клубнями, луковицами, корневищами, как размножается малина;

б) рассмотрите рисунок на с. 125 учебника, перечислите способы размножения, которые мы только что видели; найдите способ, о котором вы сегодня еще не слышали. Какое садовое растение размножается отводками?

VI. Закрепление и осмысление знаний.

Работа с таблицей «Размножение растений».

Рассмотрите рисунки в таблице и расскажите, какие способы размножения без семян здесь показаны. Назовите растения, которые так размножаются.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

Заполнение таблицы «Размножение растений» на доске.

Растения

Способы размножения

листьями

живцем

усами

клубнями

луковицами

корневыми ростками

Картофель

+

Земляника

+

Малина

+

Смородина

+

Крыжовник

+

Фиалка

+

Традесканция

+

Бегония

+

+

Чеснок

+

Лилия

+

VIII. Итоги урока

IX. Домашнее задание

1. Проработать статью «Как вырастить новое растение без семян» (с. 124-125 учебника).

2. Вырастить новое комнатное растение с помощью одного из способов, которые изучали сегодня.

3. Наблюдать за опытами, которые поставили на уроке.

ІІ.

Тема. Размножение животных в природе.

Цель: продолжить формировать понятие животные - живые организмы, сформировать представление о размножение животных разных групп, умение определять животных и их стадии размножения; продолжить формировать навыки работы с учебником, умение логически мыслить, заботливо относится к животным

Оборудование: иллюстрации с изображением животных разных групп, динамические таблицы «Размножение животных», магнитная доска или наборное полотно.

ХОД УРОКА

І. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос.

- На какие группы разделяют царство животных по особенностям их строения?

- На какие группы разделяют животных по способу питания?

- Каких животных называют травоядными?

- По каким признакам животных относят к хищным?

- Каких животных называют всеядными?

- Что такое цепи питания?

- Из каких звеньев состоят цепи питания?

2. Индивидуальный опрос.

Задание 1. Найди на рисунках травоядных животных, докажи, что они относятся к этой группе.

Задание 2. Найди на рисунках хищных животных, докажи, что они относятся к этой группе.

Задание 3. Найди на рисунках всеядных животных, докажи, что они относятся к этой группе.

Задание 4. (для двух учащихся). Составьте на доске цепи питания, которые вы определили, наблюдая за своими кормушками или аквариумом.

Задание 5. (для двух учащихся). Нарисуйте на доске схемы цепей питания, которые состоят из таких звеньев: медведь, водоросли, рыба; еж, листва, дождевой червь. Поясни составленные цепи.

ІІ. Сообщение темы и задач урока

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа.

- Докажите, что животные - это живые организмы

- Как размножаются насекомые?

- Как размножаются рыбы? Почему они откладывают много икринок?

- Как размножаются земноводные? Где они откладывают икру?

- Как размножаются пресмыкающиеся? Где они откладывают яйца?

- Как размножаются птицы? Заботятся ли они о яйцах?

- Как размножаются звери? Почему их называют млекопитающими?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации

Послушайте интересную информации.

Клопы откладывают - 70-100 яиц, майский жук -70, колорадский жук -700, мотыльки - 100-400, а домашняя муха за один раз откладывает - 100-150 яиц и может повторить кладку через 2-4 дня. То есть общая ее плодовитость - 600-700 яиц.

Количество икринок у карпа, трески, щуки достигает несколько десятков тысяч, у луны-рыбы - 300 млн, большие осетровые рыбы «выбрасывают» несколько миллионов икринок.

У пресмыкающихся количество яиц в кладке ограничивается десятком-двумя, которые они зарывают в песок, в почву.

Вы, наверное, знаете, что у птиц количество отложенных в гнезда яиц, как правило, не превышает десятка (за исключением страусов, если несколько самок откладывают яйца в одно и то же гнездо).

У зверей наименьшее количество новорожденных детенышей: белка - 3-10, кошка - 2-6, собака - 2-10, дикий кабан - 5-8 (12), рысь - 1-4, медведь - 1-3, лось 1-2 (3), слон - 1, кит - 1.

Проблемный вопрос.

Почему маленькие животные - насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся - откладывают много яиц и икринок?

Почему чем крупнее животное, тем меньше у него потомства?

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

Самостоятельная работа с текстами и рисунками учебника с целью решения проблемного вопроса.

1) Прочитайте текст «Размножение насекомых» на с. 140 учебника, а по первой серии рисунком на с. 141 расскажите, какие стадии развития проходит бабочка-капустница.

2) Прочитайте эту статью до конца (с. 141) и расскажите, чем отличается размножение и развитие стрекозы, кузнечика, тли от размножения и развития других насекомых.

3) Прочитайте статью «Размножение рыб» (с. 141-142) и расскажите по рисунку, какие стадии развития проходят рыбы. Обратите внимание на желточный мешочек, расположенный в нижней части тела мальков. Почему его нет у взрослых рыб? Какое значение он имеет для мальков?

4) Прочитайте статью «Размножение земноводных» (с. 142) и расскажите, какие стадии развития они проходят; рассмотрите внимательно рисунок и скажите, на кого похожи сначала головастики лягушек.

5) Прочитайте статью «Размножение пресмыкающихся» (с. 142-143) и расскажите по рисунку (с. 143), какие стадии развития проходят пресмыкающиеся, какие стадии развития у них отсутствуют по сравнению с предыдущими группами животных.

6) Прочитайте статью «Размножение птиц» и по рисунку (с. 143) расскажите, как проходит развитие птиц. Дайте ответ на вопрос, почему у птиц бывает небольшое потомство.

7) Прочитайте статью «Размножение зверей» (с. 144) и назовите самый существенный признак в развитии зверей. Дайте ответ на вопрос, почему у зверей рождается мало детенышей.

Возвращение к проблемному вопросу.

Учитель напоминает его и подводит учащихся к полному ответу.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

Работа у доски: с динамической таблицей или с динамическими рисунками «Размножение насекомых»

а) Расположи на магнитной доске (или на наборном полотне) рисунки с изображением бабочки в той последовательности, в которой происходит развитие бабочек; поставь между ними стрелочки;

б) Выбери среди рисунков с изображением насекомых другое взрослое насекомое, которое размножается так же; замени бабочку этим насекомым.

в) Выбери среди рисунков с изображением насекомых другое взрослое насекомое, которое проходит в своем развитии не все стадии; замени рисунок с изображением взрослого насекомого этим рисунком с изображением и сними рисунок с изображением той стадии, которая у него отсутствует.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

1. Заполнение на доске обобщающей таблицы «Размножение животных».

2.

Группы

животных

Особенности размножения и развития

Насекомые (большинство)

Размножаются яйцами и проходят определенные стадии развития (яйцо личинка куколка взрослое насекомое)

Рыбы

(большинство)

Размножаются яйцами (икрой), из которой вылупливаются личинки - мальки, которые превращаются во взрослых рыб (икра мальки взрослые рыбы)

Земноводные

Размножаются икрой, из которой вылупливаются головастики (несколько стадий развития, пока не превратятся во взрослых животных) икра головастики взрослые животные)

Пресмыкающиеся

Размножаются яйцами, которые не высиживают. О потомстве не заботятся.

Птицы

Размножаются яйцами, которые высиживают. О потомстве заботятся.

Звери (млекопитающие)

Рождают детенышей, выкармливают их своим молоком (малыши сосут молоко матери). О потомстве заботятся.

2. Беседа.

- Сравните размножение рыб и земноводных, назовите сходство и отличия.

- Сравните размножение пресмыкающихся и птиц, назовите сходство и отличия.

- Почему насекомые, рыбы, земноводные откладывают очень много яиц и икринок, а у птиц и зверей потомство невелико?

VIII. Итоги урока

IX. Домашнее задание

1. Проработать статьи «Как размножаются животные» (с. 140-144 учебника).

2. Провести наблюдения за размножением животных:

а) найти на ветвях плодовых деревьев скрученные листочки - зимующие гнезда насекомых-вредителей; осторожно сломать веточку, принести домой, поместить ее в сухой стакан, завязать марлей, поставить стакан на теплый солнечный подоконник, наблюдать, как из яиц весной появятся гусеницы-личинки;

б) наблюдать за размножением аквариумных рыбок: тех, которые откладывают икру, и тех, которые рождают мальков; обратить внимание на желточные мешочки, выяснить, на сколько дней им хватает и когда мальки переходят на обычный корм;

в) наблюдать за размножением птиц, домашних животных или зверей в уголке живой природы (дома или в школе);

Записать, как выглядят птенцы и детеныши, как их кормят родители, как проявляют заботу о новорожденных.

Заключение

История мировой педагогической мысли и практики обучения известны разнообразные методы организации обучения. Их возникновение, развитие связано с требованиями, потребностями общества, которое развивается. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. В результате, педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.

Проанализировав и изучив литературу по организации проблемного обучения в школе, я пришла к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Литература

1. Байбара Т.Н., Бибик Н.М. Я и Украина: Учеб. для 3 кл. - К.: Форум, 2003

2. Байбара Т.М. Методика навчання природознавства в початкових класах. навчальний посібник. - К.: Веселка, 1998

3. Верчасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. - Киев, 1977 г.

4. Выбор методов обучения в средней школе/ Под редакцией Ю.К. Бабанского, - М., 1982 г.

5. Диптан Н.В. Я и Украина (Гражданское образование. Природоведение). 3-й класс: Планы-конспекты уроков/ Н.В. Диптан, Л.П. Хитяева. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2005

6. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. Учебник для пед. училищ. Издательство «Просвещение», Москва - 1965 год

7. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: источники, сущность, перспективы. Москва. Издательство «Знание», 1991 год.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционніе уроки в начальной школе (Часть 1: математика, природоведение). Практическое пособие. Ростов на Дону: ТЦ «Учитель», 2004

9. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. Львов, 1973 год.

10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва. Педагогика, 1972 год.

11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. Москва. Педагогика, 1977 год.

12. Оконь В. Основы проблемного обучения. Москва, 1968 год

13. Общая психология. Под редакцией А.В. Петровского. Москва. «Просвещение», 1976 год

14. Общие методы обучения в школе. Под редакцией Алексюка А.М. Киев, 1973 год.

15. Педагогика. Под общей редакцией Г. Найнера, Ю.К. Бабанского. Москва. «Педагогика», 1984 год.

16. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей редакцией В.С. Кукушина - Серия «Педагогическое образование», Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 год.

17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 книгах. Москва. Издательский центр «ВЛАДОС», 2001 - Кн.1, общие основы. Процесс обучения.

18. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Москва. Педагогика. 1980 год.

15. Сисоєва С.О., Соколова І.В. Нариси з історії розвитку пед. думки: Навчальний посібник. - К.:Центр навчальної літератури, 2003 р.-308 с.

16. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Красило А. и Новгородцева А., Москва, 1995 год

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.