Глава 2. Технология использования ролевой игры при обучении говорению в 6-х классах средней школы.
2.1 Ролевые игры и технология их применения, описанные в методической литературе
Рассмотрев понятие иноязычного говорения, а также психологические и педагогические основы РИ, перейдём к основным методическим предпосылкам использования РИ в процессе обучению говорению на уроках ИЯ в 6-х классах средней школы.
РИ отвечает основным положениям коммуникативной концепции обучения:
1. она является органическим синтезом лингвистического и социально-го аспекта обучения ИЯ;
2. в РИ язык используется всегда с учётом ситуации общения;
3. порождению любого речевого акта в РИ всегда предшествует фор-мирование речевого намерения;
4. процесс говорения, проявляющийся в диалогической речи является основополагающим в РИ.
Положения коммуникативной лингвистики позволяют рассматривать РИ как приём, отвечающий основному принципу обучения ИЯ в средней школе - коммуникативной направленности всего процесса обучения ИЯ.
В 6-х классах перед учителем встаёт задача формирования говорения на уроках ИЯ, используя для этого наряду с традиционными методами и «активные, в том числе приём РИ» (13,С.80), в силу ряда его преимуществ, изложенных выше. Организация обучения иноязычной речевой деятельности через РИ является одним из способов формирования говорения.
В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное по-ведение учащихся, их реакция на пове-дение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра -- это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказы-ваний, делает их более аргументиро-ванными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает макси-мальную активизацию коммуникатив-ной деятельности учащихся. Поиск ре-шения поставленной задачи обуслов-ливает естественность общения. По-становка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию кри-тического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска пра-вильного решения развивает логичес-кое мышление, умение аргументиро-вать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Исследователи разработали определен-ные правила ролевых игр, а именно /35, 17/:
-- учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возник-нуть в реальной жизни;
-- учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может иг-рать самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль;
-- участникам ролевых игр необходи-мо вести себя так, как если бы все про-исходило в реальной жизни, их поведе-ние должно соответствовать их роли;
-- участники игры должны концент-рировать свое внимание на использова-нии единиц иностранного языка в це-лях коммуникации, а не на их закреп-лении.
Помимо перечисленных правил выде-ляются пять категорий ролей:
1) врожденные, т. е. определяющие пол и возраст участника игры,
2) приписанные, т. е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе,
3) приобретенные, т. е. конкретизирую-щие профессию,
4) действенные, т. е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу),
5) функциональные, т. е. определяющие функции общения (например, предло-жение помощи, выражение сочувствия).
Наиболее важными при обучении ино-странному языку представляются две последние категории ролей. В частнос-ти, функциональные роли могут рассмат-риваться как минимальные коммуника-тивные блоки, из которых складывает-ся ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций, поэ-тому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе. А действенные помогают выбрать путь решения поставленной задачи.
Некоторые методисты отмечают, что дети с удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешны-ми. Поэтому очень важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего следует по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товари-щами.
Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа: подготови-тельный, собственно игру и заключитель-ный. Некоторые авторы (например, Jones L.) предлагают более детальный план:
-- подготовительный этап в классе,
-- подготовительный этап дома,
-- собственно игра,
-- заключительный этап.
Подготовительный этап в классе пред-усматривает вступительную беседу пре-подавателя, который знакомит учащих-ся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома вклю-чает чтение текстов, статей по пробле-ме.
После проведения ролевой игры не-обходимым элементом является заклю-чительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (на-пример, написать статью в газету по про-блеме, письмо другу и т. д.).
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ро-левые игры могут проводиться в па-рах, в подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах -- самый простой вид ролевых игр. Здесь можно исполь-зовать анкеты, которые учащиеся долж-ны заполнить, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут про-водиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной подгруппы к другой. Но допус-кается и такой вариант, когда подгруп-пы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оцени-вают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда рабо-та в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне -- когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы» и др.
Заслуживают внимания и так назы-ваемые «ролевые карты». Каждый участ-ник получает карточку, одна ее сторо-на одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Об-ратная сторона карточек содержит ин-формацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его пове-дения.
Итак, анализ литературы показывает, что ролевая игра:
-- это обучение в действии, повышаю-щее качество обучения;
-- это в высшей степени мотивирую-щий фактор, так как она (игра) вызыва-ет интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
-- дает учащимся опору: подсказыва-ет, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
-- сопровождается, как правило, эмо-циональным подъемом, что положитель-но влияет на качество обучения, повы-шает его эффективность /35,18/.
2.2 Анализ УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ»
Анализируемый учебник В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» /31/ построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следу-ет, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глу-бине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обес-печивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, спо-собностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возмож-ность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рам-ки базового курса /32/.
УМК для 6-го класса продолжает и развивает систему обучения, положен-ную в основу УМК для 5-го класса, а именно обучение иноязычной культуре. В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитатель-ным, а внутри учебного аспекта -- всеми видами речевой деятельности: чтени-ем, говорением, аудированием, письмом.
Если в 5-м классе главной задачей являлось обучение рецептивным видам речевой деятельности, и в первую очередь чтению, то в 6-м классе на первый план выдвигается обучение продуктивным видам, а именно говорению.
Говорение. Материал каждого цикла, предназначенный для овладения в го-ворении, указан в технологической карте в графе "Speaking".
Задача УМК-6 заключается в том, чтобы довести говорение до уровня продуктивного владения материал.
Предметное содержание говорения строится вокруг тем и проблемных во-просов, представляющих интерес как для английских, так и для российских школьников. Подробный перечень предметов обсуждения и речевых функций, которыми должны овладеть учащиеся, приводится в технологических картах в разделах "Topics, problems, situations", "Functions", "Speaking".
В 6-м классе преимущественное внимание отводится обучению диало-гической речи. Для обучения диалогической речи в каждом цикле отводятся спе-циальные уроки, на которых учащиеся с помощью функциональных опор ов-ладевают такими речевыми функциями, как запрос информации, объяснение, согласие, описание, обещание, отказ, соглашение, приглашение, извинение, обмен впечатлениями, побуждение к действию и др.
Акцент при обучении диалогической речи делается не на репродукцию об-разцовых диалогов, а на развитие механизмов диалогического общения: разви-тие реакции на реплику собеседника, выбор адекватной стратегии и тактики общения, перехват инициативы и т.д.
К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подго-товки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или про-читанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведе-ния и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые фор-мулы и клише этикетного характера в рамках языкового материала 6-го и пред-шествующих классов. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 4-6 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отве-чающих поставленной коммуникативной задаче.
В 6-м классе продолжается обучение монологической речи. К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией обще-ния или в связи с прослушанным или увиденным, кратко передавать содержа-ние прочитанного или услышанного с непосредственной опорой на текст, дан-ные вопросы, ключевые слова. Объем высказывания не менее 6-10 фраз, пра-вильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5