Рефераты. Использование ролевых игр при обучении говорению в 6-ых классах средней школы

p align="left">Перейдем к анализу второго цикла изучаемого УМК /31/ “Unit 2. What are you like?”

Всего во втором цикле данного УМК представлено 63 упражнений:

· в “Student's Book” /31/ - 28 упражнений;

· в “Activity Book” /33/ - 13 упражнений;

· в “Reader” /34/ - 22 упражнения.

В “Student's Book” предлагается три РИ, что составляет 10,7%.

В “Activity Book” и “Reader” данный тип игр не представлен.

В пункте 2.1. были описаны следующие виды РИ:

1) врожденные,

2) приписанные,

3) приобретенные,

4) действенные,

5) функциональные.

В анализируемом УМК В.П. Кузовлева предлагаются два вида РИ:

- приобретенные - 1 игра, что составляет 33,3%,

- действенные - 2 игры, что составляет 66,7%.

Кроме того, упражнения подразделяются на игры в паре и в подгруппе:

- в паре - 2 игры - 66,7%,

- в подгруппе - 1 игра - 33,3%.

Итак, из анализа УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» видно, что РИ в нем представлены, но в недостаточном количестве (всего 10,7%). Формирование говорения осуществляется в основном через другие виды упражнений.

Из предлагаемых методистами (п. 2.1.) видов РИ используются только 2 их вида: приобретенные и действенные. Большее внимание уделяется играм в паре. Но скорее всего игры в подгруппах будут использоваться на старших этапах обучения при совершенствовании устной речи.

В целом, все требования, предъявляемые к учащимся 6 классов в Программе по ИЯ /24/ в разделе говорения, в анализированном УМК реализованы полностью.

Диалогическая речь: учащиеся должны уметь без предварительной подготовки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или прочитанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведения и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые формулы и клише этикетного характера, выражая свое отношение к предмету высказывания.

Данный учебник ставит целью помочь учащимся овладеть базовым курсом АЯ в соответствии с требованиями государственного стандарта, призван заложить прочную основу для среднего и старшего этапов учения по учебникам данной серии.

2.3 Предлагаемые ролевые игры при обучении говорению

Предлагаемая ниже игра применяется на заключительном этапе 10 цикла УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательной школы» “What do you know about your family?”.

Игра строится на материале, усвоенном на предыдущих уроках, где ученики учились задавать следующие вопросы и отвечать на них:

- Your name, age and the country you come from?

- Fill Martin. I'm 12. I'm from Britain.

- Have you got brothers and sisters?

- I've got a brother, he is 10 и т.д.

Это РИ с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Учащиеся делятся на три группы: группа русских учеников (для более слабых), их цель - рассказать о себе и уметь задавать вопросы, отработанные на предыдущих уроках; во второй группе американских студентов ученикам нужно проявить творчество, т.е. придумать американское имя, фамилию, выбрать подходящий вид спорта и т.д.; два ведущих (более сильные ученики) - ведущие телемоста, готовятся с помощью учителя, отрабатывая речевые образцы для проведения игры.

Игра проводится в форме телемоста между американскими и русскими детьми одного возраста.

Ведущий 1 - Hello, Russia. Welcome to Washington.

Ведущий 2 - Hello, America. We are glad to hear and see you.

В 1 - We are here in the studio to give a chance to our teenagers to talk.

B 2 - The same about us и т.д.

Данный урок помогает активизировать знания учащихся по теме в диалогической речи.

Вывод: РИ помогает учащимся свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения; методика работы по формированию говорения и использованием РИ в 6-х классах основана на планировании игры, которая представляет собой тот результат, к которому предполагается прийти на завершающем этапе изучения темы.

Заключение

РИ, являясь методическим приемом, который обеспечивает организацию обучения ИЯ в русле коммуникативно-направленной методики, на основе которой построен современный процесс обучения, находит все более широкое применение при формировании у учащихся иноязычных навыков и умений на уроках ИЯ. Повышенный интерес к проблеме возможности использования РИ в процесс обучения ИЯ объясняется, на наш взгляд, ее эффективностью в плане поддержания мотивации к изучению языка, а также предоставляемой РИ возможностью оживить процесс обучения за счет создания проблемной ситуации общения, максимально приближенной к реальной, позволяющей учащимся практически применять полученные знания на уроке АЯ.

Во время РИ ученик выступает как активный творческий субъект учебной деятельности. На уроке, где используется методический прием РИ, все учащиеся максимально активны, нестесненны имиджем своей личности, каждый свободно проявляет себя как индивидуальность. Такие уроки становятся эмоционально насыщенными, что способствует повышению мотивации в обучении ИЯ.

Список общепринятых сокращений

ИЯ - иностранный язык.

АЯ - английский язык.

РИ - ролевая игра.

УМК - учебно-методический комплект.

РД - речевая деятельность.

СФЕ - сверхфразовое единство.

Список литературы

1. Программа общеобразовательных учреждений. - Министерство образования РФ. М.: Просвещение, 1994.

2. Артемов В.Д. Психология обучения иностранным языкам. - М., 1969.

3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1982.

4. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Под. ред. Маслыко Е.А., Бабинской П.К. и др. - Минск: Высш. шк., 1996.

5. Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения в обучении грамматике. - М., 1987.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1977.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1976.

8. Ариян М.А. О ролевом компоненте заданий при обучении иноязычной устной речи в средней школе // Сборник научных трудов. - М., 1984.

9. Березина З.Г. Ролевые упражнения и их значение для развития навыков спонтанной речи // Активизация учебной деятельности в преподавании иностранного языка на неязыковом факультете. - Днепропетровск, 1983.

10. Графова Л.Л. Внедрение ролевых и деловых игр в учебный процесс // Проблемы интенсивного обучения иностранному языку дипломированных специалистов: Сборник научных трудов. - МГИИЯ, 1986. Выпуск 20.

11. Зайцева Р.Г. Методика обучения курсантов старших курсов высших инженерных морских училищ профессиональной диалогической речи с применением ролевой игры. - Межвузовский сборник научных трудов, - Минск, 1987.

12. Исакова Т.Н., Любина Н.Т., Квитковская Л.И. Организация и методика проведения ситуативной игры на практическом занятии по иностранному языку. - Вестник Львовского Университета, 1990. Выпуск 20.

13. Маслыко Е.А. Социально-бытовые и профессиональные игры в активизации обучения. - М., 1974. Выпуск 4.

14. Мезеин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // ИЯШ. 1992. № 5-6.

15. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // ИЯШ. 1987. № 3.

16. Олейник Г.И., Скляренко Н.К. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 7 классе // ИЯШ. 1985. № 1.

17. Остроумова И.В., Солдатова И.И., Черкашина И.И. Опыт внедрения ролевой игры в учебный процесс на английском отделении ВФСДЕ // Межвузовский сборник научных статей. - М., 1986.

18. Рабинович Э.Э. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению // ИЯШ. 1986. № 3.

19. Родыгина Л.Н. К вопросу о природе эффективной ролевой игры // Сборник научных статей. - Горький, 1986.

20. Сандалова Л.Д. Обучающие игры на уроке английского языка // ИЯШ. 1983. № 3.

21. Сверчкова В.Д. Об эффективности использования ролевой игры на неязыковом факультете // Сборник научных статей. - МГУ, 1988.

22. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр // ИЯШ. 1988. № 2.

23. Liwingsotne C. (1981) Role Play in Language Learning. Lonman.

24. Wills J. (1983) Teaching English though English. - London.

25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

26. Зимняя И.А. Педагогические аспекты обучения говорения на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985.

27. Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. Воронеж, 1976.

28. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранному языку. М., 1977.

29. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования / Под редакцией академиков Российской академии образования Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова. М., 2002.

30. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. и др. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1992.

31. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. Английский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998. - 336 с.: ил.

32. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Книга для учителя к учебнику английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1998. - 75 с.

33. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1999. - 108 с.

34. Английский язык: Кн. для чтения к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 94 с.: ил.

35. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // ИЯШ. 2003. № 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.