Рефераты. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников

p align="left">Вышеперечисленные противоречия пересекаются в важнейшей на сегодняшний день педагогической проблеме, связанной с необходимостью поиска путей нравственного становления личности в условиях новой информационной реальности.

В настоящее время вопросы, связанные с формированием у учащихся старших классов системы нравственных ценностей в контексте информационного взрыва изучены недостаточно, что и обусловливает актуальность темы исследования.

Формирование нравственных ценностей у старшеклассников рассматривается как непрерывный процесс, включающий развитие интеллектуально-нравственного сознания и духовно-нравственного поведения как открытой социально-педагогической системы общеобразовательной школы, взаимодействующей со всеми социальными заведениями, участвующими в нравственном становлении личности школьника. Ведущей идеей исследования является положение о том, что в новом информационном пространстве многоступенчатый процесс формирования нравственных ценностей будет эффективным, если базируется на системном взаимодействии социально-педагогического, социально-нравственного и духовно-нравственного подходов.

Социально-педагогический подход, состоит в организации поэтапного принятия решений, посредством которых рационально сочетается удовлетворение собственных предпочтений старшеклассника и потребностей общества.

Социально-нравственный подход, предполагает определение путей для оптимального решения задач, которые ставит общество и государство перед формирующейся личностью старшеклассника.

Духовно-нравственный подход, способствует реальной оптимизации процесса формирования у развивающейся личности школьника индивидуального стиля в культуросообразной образовательной среде.

В современных условиях создание культуросообразной образовательной среды в наибольшей степени зависит от формирования толерантного информационного пространства. Именно в нем происходит интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Важным источником данного процесса является целенаправленная работа по отбору тематики и содержания культурологического материала в свете общечеловеческих нравственных, культурных и других ценностей, которая должна осуществляться, прежде всего, в контексте идеи личностно-ориентированного воспитания старшеклассников Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. - 2002. - 17-18 мая. - С.2.
.

Структурно-функциональный анализ процесса формирования системы нравственных ценностей (доброта, благородство, скоромность, трудолюбие, гражданская активность и др.) старшеклассников в новом информационном пространстве позволяет выделить концепцию педагогической деятельности, построенную на принципах личностной ориентации педагогического процесса, как основу воспитательных воздействий на учащегося в конкретных исторических условиях и на перспективу.

2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов.

В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентаций, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л.П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей» Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000.

Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей. Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.

В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И.М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.

Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности. Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.

Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры. В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентаций. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.

В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната было проведено изучение исследования ценностных ориентаций старшеклассников. Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования u1090 таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным исследовательским задачам. Эта работа позволила выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.

Результаты диагностики ценностных ориентаций лицеистов свидетельствуют о довольно высоком уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного предмета исследования. Особое значение приобретает тот факт, что ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять ведущих мест по результатам диагностики. ?Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей выборке);?свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место; ?«красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в природе и искусстве - 10 место.

Наиболее значимыми для лицеистов явились: здоровье - 1; материально обеспеченная жизнь - 2; общественное признание - 3. Такие данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает особенности u1089 социальной стратификации современного российского общества, подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.

На основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных пространств в период ранней юности. Данные диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи взрослого при формировании ценностных ориентаций на этапе ценностного самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе. Развитие ценностных ориентаций предполагает освоение культурного опыта, что делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве лицея. Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.

Выявленные особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.

В заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.

Заключение

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, этики, морали, религии. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы. Переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста). Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.