Рефераты. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников

p align="left">Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношения ко всем явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обуславливая направление и содержание развития личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте - этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска в смысле жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников.

Проводилось сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций подростков и юношей, полностью повторяющее эмпирическую схему работ, проведенных в лаборатории научных основ детской практической психологии. Психологического института РАО в 70 - 80х Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4. . годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей (прил.В).

Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтения таким ценностям, как «любовь», «наличие хороших верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, в 70-80е годы, доминировала такая ценность, как «счастье других», а сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество», «красота природы и искусства».

Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимающее у старшеклассников 70-80х годов прошлого века одно из последних мест.

Такие первостепенные инструментальные ценности для старшеклассников прошлого века, как «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимает одно из последних мест.

Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшее в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.

Можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники прошлого столетия - на общественно значимые и гуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют тип «современного предпринимателя», в то время как ценности 70 - 80х годов характеризуют тип «исполнителя»

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Глоссарий

№ п/п

понятие

содержание

1

2

3

1

Мировоззрение

Взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека.

2

Подростковый возраст (отрочество)

Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности

3

Юность

Период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни

4

Ценность

Абстрактный или общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, рассматривается как очень значимый в процессе социализации

5

Инструментальные ценности

Используемые для достижения обычных целей, рассматриваются личностные положительные черты, которыми должен обладать человек (вежливый, ответственный, способный и т.д.)

6

Терминальные ценности

Ценные сами по себе, к чему стоит стремиться в жизни (комфортная жизнь, внутренняя гармония, признание, уважение, надежная семья, и т.д.)

7

Компетентность

Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением

8

Самооценка

Ценность, которая приписывается отдельным качествам индивида, оценка своих возможностей качеств и места среди других людей

9

Нравственность

Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности и неправильности

10

Ценностные ориентации

Важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения или стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных ценностей

Список использованных источников

1. Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732.

2. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199

3. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - .147-165.

4.Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. - 2000. - №6. - С.39-43.

5.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. - 2000. - №4. - С.29-37.

6.Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50-52.

7. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. - 2002. - 17-18 мая. - С.2.

8. Буева Л.П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000

9. Степаненко Л.М. Философская история образования. - М., 2000

10. Ильичева И.М. Психология диагностики. - СПб., 2003.

11. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4.

Список сокращений

Пи РАО - психологический институт Российской Академии Образования

И т.д. - и так далее

Т.е. - то есть

Прил. - приложение

Спб - справочное пособие

Т.к. - так как

СМИ - Средства Массовой Информации

И др. - и другое

Приложение А

Распределение учащихся на группы в зависимости от уровня сформированности ценностных ориентаций (в % к числу опрошенных)

Уровни ценностных ориентаций

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Низкий

22,5

Не выявлено

21,4

19,9

Ниже среднего

26,1

14,7

27,0

26,5

Средний

38,5

35,7

40,3

41,6

Выше среднего

8,7

36,2

7,9

8,5

Высокий (творческий)

4,2

13,4

3,4

3,5

Приложение Б

Сфера интересов учащихся (в % к количеству опрошенных)

Сферы интересов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Общение в семье

2,9

8,7

2,7

4,0

Телевидение

20,3

5,8

20,0

16,0

Музыка классическая

2,9

5,8

4,0

4,0

Музыка популярная

14,5

5,8

13,3

12,0

Литература классическая

2,9

7,2

2,7

5,3

Литература развлекательная

11,6

4,3

12,0

12,0

Компьютер

10,1

7,2

9,3

12,0

Спорт

10,1

11,6

10,7

8,0

Живопись

2,9

11,6

4,0

4,0

Театр

2,9

10,1

2,7

4,0

Общение с природой

1,4

8,7

2,7

4,0

Общение с друзьями

17,4

13,0

16,0

14,7

Приложение В

Методика ценностные ориентации М. Рокич

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

воспитанность (хорошие манеры);

Здоровье (физическое и психическое)

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

интересная работа;

жизнерадостность (чувство юмора);

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

исполнительность (дисциплинированность);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

наличие хороших и верных друзей;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

счастливая семейная жизнь;

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

честность (правдивость, искренность);

творчество (возможность творческой деятельности);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

чуткость (заботливость).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.