3.3.2 Задачи
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все более осознается опасность, которая может привести человечество к гибели - это экологическая катастрофа. Сегодня наша планета находится в состоянии экологического кризиса, который, если не принять срочных и действующих мер неминуемо приведет его катастрофе. Но кризис - это состояние обратимое.
В этих условиях особенно необходима психологическая перестройка людей в отношениях с природой. Воспитание бережного, внимательного отношения к природе людей окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны, должны стать неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.
Большая роль в этом деле принадлежит образовательной школе, которая охватывает подрастающее поколение людей. Современному учителю необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде.
Актуальность выбранной темы очевидна, так как элементы II группы таблицы Менделеева относятся к наиболее часто используемым в различных отраслях науки, техники, промышленности, быту и т.д. Их содержание в литосфере, атмосфере и гидросфере различно, но все они в силу своих химических и физических свойств играют очень большую роль в биохимических процессах, а значит, оказывают большое влияние на состояние биосферы вообще. Поэтому представляет интерес как рассмотрение этой группы элементов с точки зрения химика-эколога, так и с точки зрения формирования экологического мышления и культуры при обучении химии в школе.
Объект курсовой работы - элементы II группы периодической системы Д. И. Менделеева охватывают большое количество элементов с богатым спектром свойств.
Основной целью данной дипломной работы являлось исследование возможности наполнения темы «Элементы II группы периодической системы Д. И. Менделеева» прикладным и экологическим содержанием посредством проведения интегрированных уроков.
В связи с этим в работе решались следующие конкретные задачи:
1) обзор и анализ существующих школьных программ по изучению темы «Элементы II группы периодической системы Д. И. Менделеева»;
2) разработка различных форм организации занятий в рамках темы «Элементы II группы периодической системы Д.И. Менделеева»;
3) составление банка контрольных заданий по изучаемой теме.
Предмет исследования - выбор соответствующих форм организации занятий, обеспечивающих введение прикладных и экологических аспектов в процесс изучения темы «Элементы II группы периодической системы Д. И. Менделеева».
Объект исследования - процесс изучения темы: «Элементы II группы периодической системы Д.И. Менделеева» в средней школе.
Гипотеза - Разумное сочетание в процессе обучения теоретических и прикладных знаний обеспечивает понимание школьниками важности теоретических понятий, способствует более глубокому усвоению материала и формированию полноценных представлений об экологических аспектах химии.
глава I. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Для осознанного понимания химических процессов огромное значение имеет представление об элементах, их свойствах, способах получения, применения и экологических проблемах.
В школьной программе элементы 2 гр. упоминаются при изучении темы: «Первоначальные химические понятия» в 8 кл. [1] и в 9, 11 кл. следующим образом [2,3]:
9 кл.Тема: Общие свойства металлов.
№
урока
п/п
Тема, содержание урока
учебного материала
Домашнее задание
60.
Общие способы получения металлов.
Глава У1, § 40, 41.
61-62.
Электролиз растворов и расплавов солей: законы, составление схем и уравнений.
Глава У1, § 42. з.1-3 с.120.
63.
Общие физические и химические свойства металлов.
Глава У1, § 43, 44, в. 7-11 с.120, з. 4-5.
64.
Сплавы. Лабораторный опыт. «Рассмотрение образцов металлов».
Глава У1, § 45, примеры сплавов, их применение.
65.
Коррозия металлов и её предупреждение.
Глава У1, § 46.
66.
Контрольная работа № 6. «Общие свойства металлов».
периодической системы элементов Д.И. Менделеева.
67-68.
Характеристика щелочных металлов.
Глава У11, § 47, в.1-12, с.126, з. 1,2.
69-70.
Характеристика магния и кальция. Соединения кальция.
Глава У11, § 48, 49, в.1-12 с.132-133, з.1-2.
71.
Жёсткость воды и способы её устранения.
Глава У11, § 49, с. 131-132, в.13-15 с.133.
72-73.
Алюминий. Важнейшие соединения алюминия.
Глава У11, § 50, в.1-11 с.138., з.2.
74.
Практическая работа № 6. «Решение экспериментальных задач».
75.
Контрольная работа № 6. «Металлы главных подгрупп».
11 кл. Тема: Металлы
Общая характеристика металлов.
Глава У, с.94-95, схема 9.
Глава У, § 1, таблица 10.
Металлы главных подгрупп.
Глава У, § 2, табл.11-13, вопр. и упр. 5-8 с. 120, зад.1-2.
Металлы побочных подгрупп: медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина.
Табл.14, вопр. и упр. 9-17 с.121. зад.1,2 с. 140.
Сплавы металлов.
Глава У § 9, вопр.18-20 с. 121. табл. 16, 17, 18 с.116,117.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Глава У, § 10, табл.19,20 с.118,119.
Решение задач и упражнений по теме «Металлы».
гл.У, решить задачи.
Контрольная работа №4 по теме: «Металлы».
Анализ контрольной работы, коррекция знаний, умений.
При изучении этой темы пользуются учебником химии под редакцией Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман [1], также учебником за 8 - 9 класс под редакцией Н. С. Ахметова [4]. Дидактическим материалом служит книга по химии для 8 - 9 классов под редакцией А. М. Радецкого, В. П. Горшкова; используются задания для самостоятельной работы по химии за 9 класс под редакцией Р. П. Суровцева, С. В. Софронова; используется сборник задач по химии для средней школы и для поступающих в вузы под редакцией Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко.
Появление большого числа учебников по химии для основной школы, их разнообразие вызвало большие трудности в их оценке. Чтобы избежать субъективности в экспертной оценке учебника были разработаны специальные требования, которым, по мнению педагогической общественности, должны отвечать современные учебники химии: соответствие адресату: типу учебного заведения, профилю класса, ступени обучения;
соответствие возрастным возможностям учащихся;
способствование пониманию научного метода химии и языка химической науки;
раскрытие экологических проблем;
возможности для самостоятельного изучения учащимися отдельных вопросов;
использование современных способов изложения материала;
условия для контроля и самоконтроля;
плотность введения понятий.
Учебник под редакцией Р.Г. Ивановой, А.А. Кавериной «Химия-9» [5] полностью отвечает этим требованиям. Курс начинается с изложения периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, дано определение понятий «закон» и «система». Для ознакомления учащихся с эмпирическим методом познания в учебнике прослеживаются этапы открытия закона от накопления эмпирических фактов к выявлению закономерностей, от менделеевского этапа (химического) до современного (физического). Такая логика подачи материала способствует осознанию роли теории, пониманию значения периодического закона и изменения его функций - от обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7