a) LiOH б) CsOH в) FrOH г) NaOH
Почему?
5. Молярная масса (г/моль) фосфата натрия равна
а) 158 6) 146 в) 164 г) 170
6. В фотоэлементах используют
a) Li б) Na в) Rb г) Cs Почему?
7. Силицидами называют соединения металлов с
а) углеродом в) серой
б) азотом г) кремнием
8. МАССА (Г) 0,3 МОЛЬ СУЛЬФАТА КАЛИЯ РАВНА
а) 40,5 б) 152,2 в) 52,2 г) 450
9. ОДНОВРЕМЕННО могут НАХОДИТЬСЯ В РАСТВОРЕ ИОНЫ
а) K+, Ва2+, SO42, NO3 б) Li+, Са2+, Cl, NO3
в) Zn2+, Ва2+, ОН, S2 r) Na+, Са2+,СO32, OH
10. ЦЕПОЧКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ
хлорид натрия натрий пероксид натрия
гидроксид натрия нерастворимое основание
СООТВЕТСТВУЮТ СХЕМЫ РЕАКЦИЙ:
a) Na + Cl2 ; Na + H2O
б) Na + Br2 ; Na + H2
в) Na + О2 ; NaOH + FeCl3
г) Na + S ; NaOH + BaCl2
Составьте соответствующие уравнения реакций.
Руководство по организации учебного процесса. Выполнив работу, обменяйтесь тетрадями и определите уровень знаний вашего товарища.
Ключ к тесту (выдает преподаватель).
1. б. г.
2. б.
3. в.
4. а. У лития самый малый радиус атома
5. в.
6. г. У него большая способность к отдаче электронов.
7. г.
8. в.
9. б.
10. а, в.
УЭ-2 (5-7 мин)
Цель: закрепить знания о строении и свойствах атомов металлов главной подгруппыII группы.
Руководство по организации учебного процесса. Запишите в тетрадях дату и тему урока.
1. Прочитайте внимательно материал...(здесь и далее указаны страницы в учебниках и дополнительной литературе) и составьте схемы строения атомов бериллия, магния, кальция.
2. Устно ответьте на вопросы.
? Как изменяется радиус атомов с возрастанием порядкового номера элемента?
? Как изменяется химическая активность металлов главной подгруппы II группы в зависимости от радиуса атома?
? Какой из этих трёх металлов наиболее активен?
3. Составьте график изменения радиусов атомов металлов главной подгруппы II группы.
Работать индивидуально. Самостоятельно оцените свои знания.
УЭ-3 (10-15 мин)
Цель изучить физические и химические свойства бериллия, магния и щёлочноземельных металлов.
Руководство по организации учебного процесса. Прочитайте внимательно материал... Работайте в парах. Все выводы и уравнения реакций записывайте в тетрадях. Проконтролируйте друг друга. Один из пары будет отчитываться о проделанной работе.
1. Устно ответьте на вопросы.
? В чём черты сходства и различия простых веществ магния и кальция?
? Почему кальций -- лёгкий и прочный металл -- не применяют в самолётостроении?
? Сравните свойства кальция со свойствами щелочных металлов. Сделайте вывод.
2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: Mg MgO MgCl2 MgSО4.
3. Соблюдая правила безопасности, проделайте экспериментально реакции, соответствующие следующим схемам: Mg + HCl ; Са + НСl .
Составьте уравнения реакций, объясните разную химическую активность металлов.
УЭ-4 (10 мин)
Цель: познакомиться с соединениями магния, кальция, бериллия, их свойствами и областями применения.
Руководство по организации учебного процесса. Просмотрите презентацию «Щёлочноземельные металлы», рассмотрите коллекцию «Важнейшие природные соединения кальция и магния» (в парах). Прочитайте внимательно... Выпишите в тетрадь формулы основных соединений кальция, магния, бериллия и укажите области их применения (работайте индивидуально).
УЭ-5 (15-20 мин)
Учащиеся были разделены на три группы.
Для группы 1
Цель: изучить применение бериллия и его сшивов в промышленности.
Руководство по организации учебного процесса. Используйте дополнительный материал к модулю и...
Выпишите важнейшие области применения бериллия и сплавов на его основе.
Приготовьте сообщения и творческие отчёты об использовании бериллия как легирующей добавки. Покажите связь этого учебного материала с учебным материалом по технологии металлов, электротехнике, электроматериаловедению, физике. Творческие отчёты сдайте преподавателю.
Для группы 2
Цель: изучить значение магния для жизнедеятельности человека, применение магния и его сплавов, их использование в сварочном и формовочном производствах.
Ответьте на вопрос: «Какое значение имеет магний для человеческого организма?»
Проведите мини-исследование о применении магния в сварочном и формовочном деле. Обратите внимание на состав магниевого термита и его применение.
Допишите уравнение реакции сгорания магниевого термита, расставьте коэффициенты, укажите тип реакции: Mg + Fe3O4 .
По окончании работы проведите взаимопроверку.
Для группы 3
Цель: изучить применение кальция и его соединений, их значение для живых организмов, использование в будущей профессиональной деятельности.
Выпишите основные цифры, характеризующие содержание кальция в организме человека (выполняйте индивидуально).
Выполните упражнение... (работайте индивидуально).
Соблюдая правила безопасности, осуществите экспериментально превращения: Са Са(ОН)2 СаСО3.
Напишите уравнения реакций. Работайте в парах.
Используя дополнительную литературу и знания, полученные на уроках по другим предметам, заполните таблицу. Работайте в парах.
Область применения
Формула вещества
Используемые свойства
При заполнении таблицы найдите ответы на следующие вопросы.
? Благодаря каким свойствам кальций используется в сварочном деле?
? Зачем кальций добавляют в расплавы металлов?
? Почему кальций используют для получения редких металлов?
Дополнительный материал
В промышленности магний используется в виде сплавов с алюминием, марганцем, цинком и другими элементами. Все магниевые сплавы хорошо обрабатываются резанием, имеют сравнительно высокую прочность. Сплав магния с алюминием высокопластичен, в горячем состоянии хорошо сваривается и имеет более высокую коррозийную стойкость по сравнению с другими магниевыми сплавами. Для улучшения механических свойств магниевых сплавов их нагревают до 400 С и охлаждают на воздухе. От коррозии их защищают оксидированием, пропиткой маслами, лаками.
Сплавы бериллия находят применение в самолётостроении, электротехнике. Из бериллия изготовляют окошечки рентгеновских трубок, используя его проницаемость для рентгеновских лучей. В смеси с препаратами радия бериллий служит источником нейтронов.
Магниевый термит для сварки составляют из порошка магния и железной окалины. Продукты сгорания магниевого термита образуются в виде пористой спёкшейся массы оксида магния, которая впитывает в себя расплавленное железо. Магниевый термит применяют в основном для сварки стальных телеграфных и телефонных проводов воздушных линий связи, но он может использоваться и для сварки стыков стальных труб небольших диаметров.
Мрамор диэлектрик. Он гигроскопичен и поэтому используется в качестве электроизоляционного материала. Его шлифуют и пропитывают органическими веществами -- парафином и лаками. Мрамор негорючий материал. Из него изготовляют распределительные доски и основания для рубильников и щитков с предохранителями в установках, рассчитанных на напряжение до 500 В.
По окончании работы каждая группа отчитывается о выполнении заданий [18, 19].
3.2 Урок по теме «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
Задачи урока:
Обучающие.
Рассмотреть химические свойства элементов главной подгруппы II группы. Вспомнить двойственный (амфотерный) характер оксида и гидроксида бериллия. Познакомить учащихся со способами получения и с историей открытия этих элементов. Повторить окислительно-восстановительные реакции (ОВР) и алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях таких реакций методом электронного баланса. Продолжить планомерную подготовку учащихся к единому государственному экзамену (выполнение заданий тестового типа, ОВР).
Развивающие:
Развивать мышление учащихся, в том числе умение анализировать, смекалку, эрудицию, познавательный интерес с помощью химического эксперимента.
Воспитательные.
Воспитывать в учащихся такие личностные качества, как целеустремленность, наблюдательность, умение работать в коллективе, ответственность.
Методические приемы объяснения нового материала. Рассказ, беседа, демонстрация опытов, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование и реактивы. На столе учителя: магнитофон с кассетой, тигельные щипцы, спиртовка, спички, две чашки Петри, кристаллизатор; фенолфталеин, вода, образцы металлов главной подгруппы II группы: магний и кальций.
На столах учащихся: тестовые задания, справочный материал, опорный конспект «Получение металлов», спички, небольшие чашечки с тампонами из ваты, смоченной солями кальция, стронция и бария.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Введение в урок. Актуализация опорных знаний
Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжим наше увлекательное путешествие в страну «Металлию» и посетим хорошо известный город «Щелочноземельск». Жителями этого города являются элементы IIа группы периодической системы, начиная с кальция. А в пригороде живут остальные элементы этой подгруппы. Давайте перечислим все эти элементы.
Ученик. Это бериллий Ве, магний Mg, кальций Са, стронций Sr, барий Ва и радий Ra.
Учитель. Но готовы ли вы к сегодняшнему путешествию? Давайте проверим, крепки ли ваши знания. Для этого я предлагаю вам тест, состоящий из пяти заданий. К каждому заданию дается четыре варианта ответа. Внимательно прочитайте и задания, и предлагаемые варианты ответов и обведите верный ответ в кружок. Отвечайте только после того, как вы их поняли и проанализировали. На этот вид работы отводится всего 5 мин.
Тест
1. К щелочно-земельным металлам не относят:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7