Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века характеризуется, прежде всего, появлением массовых изданий. Среди разнообразной печатной продукции этого периода особый интерес для краеведа представляют некоторые важнейшие справочные издания по истории России, путеводители, краеведческие сборники.
В наши дни возможны крупные открытия древних, до сих пор неизведанных книг, их можно найти в какой-нибудь неизвестной библиотеке. Такие поиски - первейшая задача историка-краеведа в работе над книгой.
Помимо рукописей и книг к письменным источникам относится и периодическая печать, получившая свое начало еще во времена Петра I. Первая русская печатная газета «Ведомости» была основана царским указом от 15 декабря 1702 года. Петр I требовал помещать в газете известия о военных и политических событиях внутри страны и за ее пределами. По мере распространения грамотности, роста общественного движения газеты становились духовной пищей средних городских слоев населения, а концу XIX века кое - где проникают в деревню, т. е. идет активное развитие газетного дела [2, С. 126].
Подобный указ был принят правительством об издании на местах «Губернских ведомостей» (1837 г.). Именно он положил начало регулярному выпуску газет в провинции. 1 января 1850 г. вышел в свет первый номер первой печатной газеты на Северном Кавказе - «Ставропольские губернские ведомости». Ее редактором стал чиновник И.А. Юркевский. Она выходила один раз в неделю тиражом сто экземпляров.
Несколько иначе, нежели история газетного дела, сложилась судьба русских журналов. Уже с XVIII века журналы издавались частными лицами, они служили определенной трибуной общественно-политических и литературных взглядов, в них открывалась душа народа.
Задача историка-краеведа, разыскав старые календари, газеты, журналы, сберечь их. История их еще не рассказана полностью, а она полезна и увлекательна.
3. Устные источники.
Язык - древнейшая форма общения людей, великий двига-тель прогресса. Возникнув на много тысячелетий раньше пись-менности, язык хранит в себе богатейшие запасы сведений о жизни людей не только в недавнем прошлом, но и в древней-шие археологические эпохи. Для многих славянских народов, письменность которых возникла сравнительно поздно, язык, устная традиция вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры служили основным хранилищем многовекового историче-ского опыта.
Для систематизации более чем трех тысяч известных науке языков учеными создана особая классификация, основанная на большем или меньшем внутреннем родстве тех или иных язы-ков. Крупнейшей общностью языков считается языковая семья. Таких семей насчитывают около 15-ти. Большинство населения нашей страны говорит на языках индоевропейской семьи. Ме-нее крупными являются языковые ветви, затем следуют язы-ковые группы. В Европе преобладают языки трех ветвей ин-доевропейской семьи: германской, романской и славянской.
Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты язы-ка, особый интерес для школьных краеведов представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее разделы - топонимика и антропонимика.
Топонимика (от греческого «топос» - место и «онима» - имя) изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Географические названия всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с общим ходом исторического процесса в данном регионе. Топонимика фиксирует переселения, столкно-вения, ассимиляцию племен и народов. Она много может рас-сказать об особенностях экономического развития данной общ-ности людей.
Историческое значение топонимики отметил еще известный русский публицист и литератор Н. И. Надеждин. «Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре»,-- писал он в 1837 г.[1, С. 45]. В истории нередки случаи, когда топонимы оказываются долговечнее, чем самый народ, к языку которого они относятся. Мно-гие знаменитые и как бы исконно русские названия при бли-жайшем рассмотрении оказываются связанными с совершенно иными народами и племенами. Так общеизвестное название «Сибирь» происходит от имени одного малоизвестного племени, давным-давно обитавшего где-то за Уралом.
|Изучение топонимики может быть полезным не только для историка, но и для географа. Установление правильного произ-ношения и написания топонимов позволяет создавать точные, научно выверенные карты.
Для топонимики характерны свои, специфические методы исследования. Основную роль играют полевые исследования, сбор первичного материала, выявление природных, историче-ских и этнографических особенностей данного региона, особен-ностей, определивших своеобразие топонимов.
Топонимика использует методы, присущие исторической на-уке - работу с архивными материалами; анализ письменных источников. На службу топонимике поставлены и методы, свойственные географической науке,- картографический, про-странственно-сравнительный и др.
История географических названий давно привлекала внима-ние ученых, путешественников. Уже первый крупный русский историк В. Н. Татищев, занимаясь по поручению Петра I географическими исследованиями, проявлял большой интерес к происхождению тех или иных названий.
В последующие века топонимические изыскания были система-тизированы и поставлены на прочную научную основу. С этой целью были созданы специальные научные комиссии и иссле-довательские группы. Были изданы первые топонимические словари, возросло количество исследований по топонимике.
Велико значение топонимики для школьного краеведения. Учитель должен уметь не только удовлетворить естественное любопытство школьников, ответив на вопрос: «Почему так на-зывается?», но и направить зародившийся интерес в русло са-мостоятельного поиска ответа. Для этого необходимо сообщить юным краеведам основные принципы образования топонимов, проиллюстрировать их примерами. Каждый уголок нашей стра-ны имеет свою содержательную, «говорящую» топонимику. Весьма интересна в этом плане, например, средняя полоса Рос-сии, районы с богатым историческим прошлым, районы форми-рования Русского централизованного государства. Не менее интересны для изучения названия географических объектов, находящихся на территории нашего края, так как, например, одна и та же гора имеет несколько названий, происхождение которых связано с языками многочисленных народов, населяющих Ставрополье.
Иногда топонимы выводят на сложнейшие загадки истории. Список загадочных топонимов можно продолжать до беско-нечности, В каждом районе, в каждом уголке нашей страны есть свои, «зашифрованные» историей названия.
Школьные краеведы не должны ограничиваться одним толь-ко изучением топонимики. Названия - это такие же памятники старины, как древний курган или белокаменный собор. Следу-ет бережно охранять хорошие, «говорящие» исторические на-звания. Всякое переименование должно быть оправдано, истори-чески обосновано. Вместе с тем школьные краеведы могут оказать воздействие и на выработку новой топонимики. Рас-крывая яркие страницы в истории края, выявляя героев-земля-ков, школьные краеведы должны всячески пропагандировать свои открытия, стремясь на деле осуществить девиз «Никто не забыт, ничто не забыто»[8, С. 216].
Составной частью ономастики, одним из ее разделов явля-ется антропонимика - наука о собственных именах. Изучение имен может дать интересный общеисторический и историко-краеведческий материал. Имена людей прошлого, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, соци-альные и культурные особенности данной общности людей.
Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, выяснить происхождение, родословную интересующего нас человека. История имен по-своему отразила историю страны, переме-ны в ее духовной жизни.
Важным направлением школьной краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народно-го творчества.
Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о давних време-нах истории России и ее регионов.
Каждый из жанров фольклора - сказки, былины, предания, песни, пословицы - в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох. Здесь можно услы-шать и радость давних великих побед Руси над степняками, и горечь крестьянской крепостной неволи, и едкую присказку бро-дячих скоморохов.
Фольклор каждого столетия составлял многообразную кар-тину русской жизни, в типичных образах показывал характер-ные социальные и бытовые явления, давал им оценку с народ-ной точки зрения.
Для изучения богатейшего фольклорного наследия народов нашей страны, и в первую очередь русского народа, требуется, прежде всего, систематизировать его формы, выявить внутри каждой из них различные хронологические пласты. Произведения, записанные собирателями фольклора, стали предметом научного исследова-ния.
Особенно интересным для краеведов Ставропольского края жанром устного народ-ного творчества являются легенды и предания - устные прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах про-шлого. Собирание преданий, также как и былин, началось в XIX в. Один из известных русских путешественников и этног-рафов XIX в. - М. Н. Макаров опубликовал книгу «Русские предания». Сбором и публикацией преданий занимался историк и фольклорист И. Сахаров. В работах этих исследователей можно найти немало любопытных исторических фактов, отраженных в текстах легенд и преданий разных народов. В нашем крае особенно известны легенды о происхождении гор - лакколитов: Бештау, Машука, Змейки, горы Кольцо и других [15, С. 68].
Нет сомнения, что далеко не все предания и легенды известны иссле-дователям. А между тем в них всегда есть элемент историзма, скрытое за дымкой вымысла конкретно-историческое содержа-ние, которое показывает, как преломлялись в народном со-знании те или иные исторические события, явления.
Пословицы - самый многообразный, пестрый по содержа-нию, по идейной направленности жанр эпоса. Отличительная черта пословиц - высокая степень обобщения. Появившись в ответ на какой-либо конкретный эпизод, пословица в силу сво-ей предельной обобщенности может употребляться в самом ши-роком переносном смысле. В этом секрет бессмертия даже таких вполне конкретных, исторических пословиц, как, например, знаменитая «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Другой особенностью пословиц является большая пестрота, противоречивость выраженных в них настроений и умозаклю-чений. Пословицы рождались и употреблялись во всех слоях русского общества. В трудную и в веселую минуту, в горе и в радости человек выражал свои эмоции в привычной, обточенной временем форме - пословице. В нашем крае, где уже несколько веков проживают казаки, пословицы стали отражением мудрости, смелости, хозяйственной хватки этих людей. Собирание пословиц в казачьих станицах - увлекательное дело для краеведов.
Школьная краеведческая работа с памятниками фольклора имеет не только учебное, но и идейно-воспитательное значение. Фольклор в целом правильно передает единственно верное на-родное отношение к жизни, к тем или иным историческим яв-лениям. Фольклор сохранил идеалы, духовные ценности многих поколений русских людей. Изучение устного народного творче-ства воспитывает у школьников национальную гордость, глу-бокие патриотические чувства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6