Рефераты. Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет

p align="left">При всем этом форма организации обучения отличается от обычных. Важнейший источник обогащения содержания обучения - экскурсии. Проведение их в соответствии с внутренней логикой учебных задач придают организационным формам гибкость, пластичность, динамичность. Это способствует убеждению детей в том, что источником познания являются не только книги, слово учителя, но и окружающая действительность - природа, материальная культура, общественная жизнь. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. На уроке требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия при которых с самых первых уроков ребенок не боялся бы свои мысли, свои наблюдения, свои знания.

Домашние задания рассматриваются как важная и обязательная организационная форма обучения. Они включают в себя не только тренировку в письме, чтении и решении задач, но и наблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов взрослых, практические поделки, выполнение заданий по самообслуживанию, просмотр телепередач и т.д.

Параллельно с обучением по системе Л.В.Занкова проводилась развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении.

Она включает в себя 2 блока занятий, которые взаимосвязаны между собой. Блоки включают в себя по 12 занятий 45 - 50 минут каждое. Для достижения обстановки психологической безопасности занятия проводились в круге, т.к. классная обстановка занятия за партами имеет отрицательную психологическую окраску для неуспевающих детей. Многие упражнения данной программы проводились в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка сравнивались с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.

Блок 1. Развивающая программа для младших школьников, имеющих трудности в обучении. Автор программы кандидат психологических наук Васильева Н.Л. (Приложение 2).

Цель программы: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

Каждое занятие было посвящено развитию различных психологических процессов и организовывалось по традиционной, для всей программы, схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания. Предлагалось постепенное усложнение каждого упражнения за счёт увеличения темпа его проведения и увеличения его семантической нагрузки в словарных упражнениях.

Блок 2. Развивающая работа с детьми с личностными и поведенческими проблемами. Авторы программы Васильева Н.Л., кандидат психологических наук, Афанасьева Е.И. (Приложение 3). Данные методы развивающей работы имеют следующие особенности:

1. Комплексный подход к решению проблем.

2. Позитивный подход к решению проблем, реализация принципа развития. Работа направлена не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребёнка. Делается акцент на реальные возможности ребёнка.

3. Программа представляет собой возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения развивающих методов в реальность школьной жизни.

Точный распорядок занятий приводит к более явным результатам, интенсифицирует внутреннюю психологическую работу.

Проведя развивающую программу для младших школьников, имеющих трудности в обучении мы увидели, что низкие результаты можно откорректировать. Хотя не все поддаются воздействию. Но через месяц интенсивной работы уже стали наблюдаться значительные улучшения: дети стали понимать и выполнять учебные задачи, научились анализировать свою деятельность.

В конце первого полугодия учебного года была проведена повторная диагностика школьной мотивации и адаптации к созданным, специально для данного класса, условиям («Оценка уровня мотивации учения и адаптации учащихся начальных классов») и усвоения учащимися образовательной программы по системе Занкова («Диагностика усвоения образовательных программ»).

Рис.1. Сравнительная диаграмма уровней мотивации учащихся

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью говорить о значительных изменениях. Увеличилось количество учеников с социальной и учебной мотивациями, а количество первоклассников с негативным отношением к школе и игровой мотивацией значительно уменьшилось (Рис.1).

Рис. 2. Критерии усвоения образовательной программы, где

Также качественно увеличился и уровень усвоения учащимися данной образовательной программы. Положительные результаты наблюдаются по всем предметам, основным и общеобразовательным (Рис.2).

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы необходимо установить, есть ли достаточно существенные изменения - можно ли утверждать, что проводимые мероприятия по преодолению школьной дезадаптации в сочетании со специально подобранной образовательной программой имело существенное значение. Поэтому результаты, полученные до воздействия и после него, были проверены с помощью математической обработки.

Параметрический метод t Стьюдента, при вычислении t при попарном сравнении уровней школьной мотивации и уровней усвоения образовательной программы до воздействия и после, показал, для 19 степеней свободы t не должно быть менее 2,09. Поскольку полученные величины t=14,9 (для уровней мотивации) и t=30,16 (для уровней усвоения образовательных программ) больше чем табличное значение, то следует признать, что на лицо статистически значимое влияние созданных нами специальных условий на первоклассников.

В качестве не параметрического метода для попарного сравнения использовался односторонний критерий Уилкоксона. В таблице уровней значимости для одностороннего критерия Т находим, что для данного уровня значения Т должно быть не более 60. Поскольку в ходе подсчетов мы получили Т=55 (для уровней мотивации) и Т=56 (для уровней усвоения образовательных программ) меньшие табличных данных, то и в этом случае выдвинутая нами гипотеза имеет свое подтверждение.

Таким образом, при анализе данных полученных в конце второго полугодия видны не только количественные изменения, но и качественные. Что говорит о правильности выбора используемых мероприятий: обучение по программе Занкова, развивающих занятий с психологом и логопедом школы со школьниками, имеющими трудности в обучении и поведении, тесное сотрудничество с родителями учеников. А при дальнейшей работе с данной группой учащихся 1А класса возможны более глубокие изменения.

Следствием развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении стало взаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогать товарищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении и обучении сгладились.

Исследование показало, что реализация занковской системы во всей ее полноте приводит к повышению качественного усвоения детьми изучаемого учебного материала. В классе достигается более высокий результат в развитии и воспитании учащихся, в приобретении ими знаний, умений и навыков.

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ и практическое исследование психолого-педагогических условий эффективности обучения детей шестилетнего возраста показали, что школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка своевременно не формируется способности, позволяющие находить верные решения этих задач, то они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.

1. Введение классов для шестилеток в целостную систему начальной школы дает возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия для того, чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболее благоприятный для этого период.

2. Младший школьный возраст - это период, когда нужно формировать полноценные качества личности, это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

3. Шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.

4. Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток должны быть направлены: на формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; на развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться; на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей; на развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; на становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим; на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения.

5. На каждом занятии должны решаться общедидактические задачи: формирование способностей обучаться под руководством учителя, развитие интеллектуальной и творческой активности у детей, закрепление полученных ранее знаний навыков и умений.

6. Реализация занковской системы во всей ее полноте приводит к повышению качественного усвоения детьми изучаемого учебного материала. В классе достигается более высокий результат в развитии и воспитании учащихся, в приобретении ими знаний, умений и навыков.

7. Следствием развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении стало взаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогать товарищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении и обучении сгладились.

Список литературы

1.
Баженова И.Н. Педагогический поиск. М.:"Педагогика", 1988-543с.

2. Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002-243с.

3. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.:Генезис, 2001-352с.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1997 -246 с.

5. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.:Респекс, 1996-145с.

6. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2005-320с.

7. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004-252с.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. М.:"Просвещение", 1988-190с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.