Рефераты. Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет

. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ. М.:"Просвещение", 1980-352с.

10. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя начальных классов. М.: "Просвещение", 1986 - 143 с.

11. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. Пособие для учителя. М.:"Просвещение", 1990-94с.

12. Подласый И.П. Педагогика. М.:"Просвещение", 1996-630с.

13. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.:ООО "издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", ООО "Транзиткнига", 2004-479с.

14. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы по системе Л.В.Занкова. М.: "Просвещение", 1998-151 с.

15. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002 - 208 с.

Приложение 1

«Готовность к школе». Сводная ведомость фиксации результатов

Психологические качества

Уровень развития

Слабый

Средний

Хороший

Высокий

К

%

К

%

К

%

К

%

1.Речевое развитие

4

20

9

45

7

35

-

-

2.Визуальное мышление

Линейное

1

5

6

30

7

35

6

30

Структурное

3

15

6

30

9

45

2

10

3.Понятийное мышление

интуитивное

6

30

8

40

6

30

-

-

логическое

10

50

6

30

4

20

-

-

4.Образное мышление

10

50

5

25

5

25

-

-

5.Абстрактное мышление

4

20

11

55

4

20

1

5

6. Речевое мышление

6

30

10

50

4

20

-

-

7. Скорость переработки информации

8

40

11

55

1

5

-

-

8. Внимательность

-

-

5

25

8

40

7

35

9.Зрительно-моторная координация

10

50

9

45

1

5

-

-

10. Память кратковременная

речевая

-

-

6

30

14

70

-

-

зрительная

5

25

12

60

3

15

-

-

11. Тревожность

2

10

4

20

13

65

1

5

12. Энергия

2

10

6

30

11

55

1

5

Приложение 2

Развивающая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении

Занятие № 1. Знакомство.

Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы.

1. Знакомство. Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторения трёх имён: соседа справа, своего, соседа слева.

2. Путаница. Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники взявшись за руки начинают «запутываться», меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Ведущему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.

3. Корректурная проба. В течении 5 минут дети зачёркивают любую букву в тексте, например, «а». В течении следующих 5 минут дети меняются текстами и проверяют нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми, обеспечивает концентрацию внимания ещё на 5 минут, т.е. тоже является тренингом внимания.

4. Совместный рисунок. Каждый участник по очереди рисует на доске или листе какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если есть персонаж.

5. Колечко. Игра проводится на основе игры «Колечко, колечко выйди на крылечко».

6. Письмо. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга. Остальные участники держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо», которое посылается с помощью рукопожатия. Дети «передают» письмо до тех пор, пока его не получит адресат. Задача участников посылать - письмо незаметно, задача водящего - заметить это рукопожатие.

Занятие № 2. Внимание.

Цель занятия: тренировка произвольного внимание, продолжение работы над сплочённостью группы.

1. Блок игр «знакомство». См. занятие 1.

2. Слушать тишину. В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: «Кто услышал, и в каком порядке?».

3. Корректурная проба. См. занятие 1.

4. Синтез слов из звуков. Водящий произносит слово по отдельным звукам. Дети синтезируют эти звуки в слово.

5. Живая фотография. Ведущий в течении 30 секунд смотрит на живую картину образованную детьми. Затем он отворачивается, а дети вносят в картину несколько изменений. Задача ведущего найти эти изменения.

6. Путаница. См. занятие 1.

7. Слово - невидимка. Ведущий пишет пальцев в воздухе слова, затем обсуждают, что за слово он написал.

Занятие № 3. Память.

Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Жил был кот … Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, и добавляет в конце своё предложение.

3. Передача воображаемого предмета. Ведущий задаёт какой-нибудь предмет, показывая его действиями, совершаемые с ним. Вслух предмет не показывается, показывается только действия. Предмет передаётся по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или что-то сделать с этим предметом и передать другому.

4. Живая фотография. См. занятие 2.

5. Совместная история. Каждый участник по очереди говорит по одному слову так, чтобы в результате получилась общая история.

6. Слово - невидимка. См. занятие 2.

7. Птица - зверь - рыба. Ведущий в случайном порядке говорит участнику вид (зверь, птица, рыба). Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида.

Занятие № 4. Дивергентное мышление.

Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

1. Корректурная проба. См. занятие 1.

2. Слова с заданной буквы. Дети по очереди говорят слова, начинающиеся с заданной буквы.

3. Составление предложения. Даются начальные буквы первого слова предложения. Дети должны составить предложения, которые начинаются с заданной буквы.

4. Установление причинно - следственных связей. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами: «из-за того, что …», «потому что …».

5. Дорисовать рисунок. Предлагается 1 или 2 линии, к которым нужно добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линий добавляет участник, тем больше основ он получает.

6. Совместная история. См. занятие 3 (из отдельных предложений).

7. Письмо. См. занятие 1.

Занятие № 5. Воображение.

Цель занятия: тренировка способности фантазировать, креативных способностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.