Рефераты. Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева

p align="left">По прочитанному тексту докажите примерами, что писатель рассказывает о Сибири. (Важно сделать акцент на язык писателя).

- А почему рассказ так назван?

- От чьего лица ведется повествование?

- В какой семье растет герой?

- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

- Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конем - пряником? (Разговор идет о трудном времени детства).

- Какие эпизоды рассказа нарисованы с улыбкой взрослого человека, вспоминающего детство?

- А кто из взрослых вызывает такую же улыбку?

Далее следует подробнее остановиться на сценах, рисующих семью дяди Левонтия.

(Речь пойдет о том, какой непутевой была жизнь Левонтия, о том, что, автор помнит о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде, о тепле его души).

- Вспомните, как относилась бабушка к Левонтию и его жене.

- Как описана семья Левонтьевых?

- В каком доме жили Левонтьевы?

- Почему же Витя все - таки ходил к ним?

Комментарий учителя:

Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» - слово явно неуважительное.

- Почему Левонтьевы так плохо жили?

- Что за человек был Левонтий?

- Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

- Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

Домашнее задание

1. Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору).

2. Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.

Урок 3. Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока: постановка нравственных вопросов: честность, доброта, 'долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы.

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, описание рисунка.

Ход урока

I. Слово учителя

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

II. Беседа по вопросам

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

Комментарий учителя: Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге соседские ребята?

Пересказ эпизода с использованием опорных слов - глаголов.

«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».

- Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

- - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?

- Как после этого развлекались ребята?

Пересказ эпизода и обобщения:

Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила».

- Как Левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

- Почему герой решил обмануть бабушку?

- Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

- Как он меняется в ходе своих размышлений?

- Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история? Почему же он все - таки высыпал ягоды?

- Кем он был втянут в обман?

- Автор отзывается о Саньке, что тот «был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Но так ли это?

- Почему же, зная Саньку, автор действует по его подсказке?

-Как вы думаете, этот поступок- появление характера или бесхарактерности?

-Сожалел ли мальчик о своем проступке? (подтвердите ответы примерами из текста).

Известно, что за «преступление» требуется «наказание». Витя старается всеми возможными средствами отдалить его неотвратимость. Но вот наступает решительный момент. И что же? Наказала ли бабушка внука?

- Можно ли говорить об уроках бабушки, простой русской женщины, которые она, сама того не ведая, дает внуку? (Речь идет об уроках доброты).

III. Роль пейзажа в рассказе

- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитайте выразительно.

- Как меняется взгляд героя на окружающую природу?

- Какова роль пейзажной зарисовки?

IV. Выводы урока

- Какова развязка истории?

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья...»

V. Описание рисунка

- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу?

VI. Итог уроков по рассказу В. П. Астафьева

- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?

В заключение звучит слово учителя. Мальчику из рассказа Астафьева запомнились, конечно, далеко не все съеденные в детстве пряники. Но «белый конь с розовой гривой» запомнился и автору, и нам, читателям, потому что с ним связаны уроки доброты, данные мальчику его бабушкой.

Благодарная память снова и снова возвращает его к этому событию: «Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий мигнуло. А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» [43,52].

Домашнее задание

Дома ребята пишут сочинение на тему: «Уроки доброты бабушки Катерины».

Прочитать сборник рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (на перспективу)

В восьмом классе перед нами короткий, как будто незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе Астафьева, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Недаром сам Астафьев, говоря о книге «Последний поклон», куда вошел и разбираемый рассказ «Фотография, на которой меня нет», замечал, что форма этой книги «…дала возможность вместить большой и далеко не простой материал, и там, где эпохи из многих книг и частей, мне, думается, удалось ограничиться главами, не выстраивая длинных и необязательных «переходов» и «мостов» [6,32]…

Речь идет о далеких тридцатых годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, шибко бедновато», несмотря на старания родных и знакомых одеть их получше - кого в шубенку, кого в телогрейку. Школа размещается в старом деревенском доме с угарными печами. Ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Это позднее стараниями учителя карандаши, краски учебники - один на пятерых, а потом на двоих. Невысока и общая культура селян, достаточно прочитать строки о том, как земляки «снимались» на карточку: кто в фанерном автомобиле, кто в шляпе вроде вороньего гнезда, кто с часами, высунутыми напоказ из рукава (знай наше богатство!), кто, уподобляясь казаку, с газырями и кинжалом.

Да и само фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие». По случаю приезда фотографа прерываются занятия в школе, вся деревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера гужем ходят пор селу, обсуждая, кто, где сядет, в каком порядке и как оденется. Неудивительно потому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой.

Но под пластом бедности - материальной и духовной - живет и пробивается наружу другое. Что не дает душе очерстветь и что делает человечными и стойкими перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон! Да и сам рассказчик не может умолчать о своем неравнодушии к цветам. Полстранички о том, как набирает силы луковка и расцветает красным громмофончиком, предвестником весны, достойны лучших страниц русской классики.

Но главное, что видит читатель в рассказе крупным планом, - это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка, которая, бесспорно, сопоставима с бабушкой Алеши Пешкова, может отругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что дед заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчишкой; брань ее незлобивая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в то, что перед нами человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о том, что перед нами подлинно народный характер.

А что вокруг? Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу селения. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться даже, но это не надолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель - не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже и у ребят. С таким тактом полуграмотные крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у него в избе кринку молока или сметаны, туесок брусники, то помогут беременной жене.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.