Рефераты. Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева

p align="left">Во всех программах обновлен перечень изучаемых произведений, включены ранее не публиковавшиеся, шире дана зарубежная литература. На всех этапах литературного образования предусматривается систематическое чтение художественных произведений, последовательное усиление самостоятельности ученика от класса к классу, включение его в творческую деятельность.

Вместе с тем, каждая программа имеет свою особенность.

Программа под редакцией В.Г Маранцмана для гуманитарных школ, гимназий и лицеев строится с учетом эволюции читателя - школьника; целенаправленного развития читательских умений; устной и письменной речи, постепенного усложнения эстетической деятельности учеников.

Авторский коллектив Московского института развития образовательных систем предложил программу, в которой воплощается взаимосвязь психолого-педагогического, методического и литературоведческого подходов и блоковой принцип изучения художественных произведений (в блоки объединяются по сюжетному, образному, жанровому и другим принципам).

Однако следует отметить, что созданные в последнее время программы все-таки перегружены учебным материалом. Поэтому задача разработки программ и учебников нового поколения не снимается главным управлением содержания общего среднего образования с повестки дня.

Предоставляется возможным снять перегрузку за счет нового уровня обобщения знаний, их интегрирования, осуществления межпредметных связей, установления терминологического единообразия. Информативная перегрузка может быть снята за счет уменьшения доли теоретического материала и выхода на практическое овладение этим материалом, а также за счет преимущественного усвоения учащимися интеллектуальных знаний, умений, навыков.

В программе для средней общеобразовательной школы под редакцией Курдюмовой Т.Ф. при новом содержании, определенном структурном изменении сохранено традиционное изучение курса в среднем звене на хронологическо - тематической основе, в старшем - на историко - литературной. В ней определена взаимосвязь литературы с другими видами искусств. Учитель может варьировать круги чтения, обзорные и монографические темы. К этой программе разработаны учебники - хрестоматии и учебные пособия для всех классов.

Более свободная система общения с произведением, зафиксированная в заданиях учебника, свобода обращения к вопросам теории литературы, которые представлены в словариках, завершающих каждый учебник.

Однако, кроме нашего читательского и учительского выбора, многое в системе общения с произведением предопределяется им самим.

Размер произведения и его жанр, стихотворение или проза, стилистические особенности текста - все влияет на характер первого знакомства с произведением. Чтение произведения - кто бы его ни осуществлял - это уже и его толкование.

Легкость и непринужденность общения с текстом не возникает непроизвольно - необходима подготовка. И если диалог - это коммуникация, то мы сначала попадаем в предкоммуникативную фазу, - готовим эмоциональный настрой, понимание, определенный взгляд на произведение.

Беглое и занимательное для ученика знакомство с автором - одно из обычных слагаемых этого предварительного этапа подготовки к воспитанию произведения искусства. Этот этап важен и интересен не сам по себе: было бы даже нецелесообразно привлекать излишнее внимание учеников к материалу, который мы включаем в свое вступительное слово. Ведь нужно не просто заинтересовать ученика, - мы формируем ожидание встречи с конкретным произведением искусства. Чувство, которое возникает или может возникнуть на этой стартовой площадке - напряженное ожидание, предвосхищение, нацеленность на то, что сейчас появится перед нами, они услышат.

Поэтому, наверное, не идеальный вариант длительный рассказ о писателе, который мы часто предлагаем, обращаясь к творчеству Пушкина, или обильное фактами и снабженное многими иллюстрациями повествования о Бородинской битве перед изучением стихотворения Лермонтова «Бородино». Всему свое время, а на этом этапе подготовки восприятия нам целесообразней всего воодушевиться стремлением создать атмосферу ожидания, осознания того, как важна предстоящая встреча.

Произведение искусства продолжает оставаться объектом анализа - диалогом с произведением и автором, в котором анализ занимает определенное место, но не является единственной формой общения с произведением искусства.

Обращаясь к художественному тексту, класс живет в атмосфере высокого искусства владения словам, той радости, которая так убедительно звучит в строках процитированного выше «Сонета к форме» В.Брюсова.

Воспринимая произведение как некую целостность, эстетически совершенное целое, ученик находит свои пути приобщения к этому духовному богатству, стремится освоить форму, которая помогла бы адекватно передать содержание его мыслей, чувств, впечатлений, оценок.

Именно потому, что ученик читает произведение высокого эстетического совершенства, большую роль играет и исполнительское мастерство. Оно, в свою очередь, предполагает ряд приемов, которые помогают овладеть чтением не только в рамках указаний Фамусова: «с чувством, с толком, с расстановкой», но и по возможности донести до слушателя то, что взволновало самого исполнителя. Если можно сказать: «слова лились, как будто их слагала не память рабская, но сердце», то исполнение состоялось.

Практика общения с произведениями искусства выработала формы и приемы, которые живы и на наших современных уроках. Чтение текста, при котором исполнение - всегда его толкование, комментарии учителя или учеников, эвристическая беседа, пересказы самых различных видов, анализ, который может выглядеть как подготовка к самостоятельному исполнению, разные формы игровой деятельности, органически вытекающие из специфики данного произведения - всегда в центре диалогов и монологов урока, который учитель направляет, в котором он участвует, демонстрируя свое равноправие с учениками.

Возможности, вкусы, потребности учителя и учеников предсказывают каждому из нас на уроках конкретный прием или сочетание таких приемов. Современная программа дает возможность не только обогатить уроки произведениями, которые в нее включены, но и творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, входящего в программу.

1.4. Анализ учебника по литературе для 5 класса

(Т.Ф. Курдюмова, 2004год.)

Обращение к реальным запросам ученика -- одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.

В своей работе мы хотим остановиться на учебнике - хрестоматии для пятого класса под редакцией Курдюмовой Т.Ф., изданном в две тысяча четвертом году издательством «Дрофа».

В основе программы лежит историко-литературный принцип: от фольклора - к литературе сегодняшнего дня. Логика расположения материалов хрестоматии помогает увидеть бег времени, показать соотнесенность истории, бытовых реалий и литературы. Такому широкому видению мира способствуют литературоведческие и мемуарные тексты, предваряющие художественные произведения, и репродукции картин русских художников, отражающие определенную эпоху.

Учебная хрестоматия должна ввести учеников в мир литературы как читателей, осознающих свои читательские обязанности, без которых невозможно чтение для себя и для других. А мы знаем, как открыты к творческой деятельности ученики этого класса, как рады они возможности быть чтецами и актерами на уроке.

Поэтому учитель должен поставить вполне конкретные и понятные ученику задачи этого года - первого года изучения литературы как учебного предмета:

стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить по возможности художественное произведение;

стать исполнителем тех художественных произведений, которые привлекли внимание;

сознательно овладеть родным словом, используя для этого не только материал учебной хрестоматии и уроки литературы, но и самостоятельное чтение;

применять полученные знания и умения в собственном творчестве, в проведении досуга - своего и своих друзей.

Структурная модель литературного образования учащихся пятых--девятых классов предполагает изучение художественных произведений от древности до наших дней. Причем в программу каждого класса входят произведения, соответствующие возрастным особенностям школьников.

Особую роль в общей структуре курса играет композиция программы и реализующего ее учебника. Вся литература до XX века помещена в первом томе. Литература XX века -- в равном ему по объему втором томе.

В учебнике пятого класса представлены классические произведения главнейших направлений литературы -- реализма и романтизма, но есть в нем и доступные возрасту произведения различных течений начала XX века, хотя о самих направлениях речи пока не идет.

Какова же логика движения литературы от древности до нашего дня? Это сложный и противоречивый процесс, и многое в нем удается сделать доступным за счет четкого разграничения разделов курса и их внутренней организации, а также за счет активной и очевидной для учеников связи между разделами.

Первые страницы учебника начинаются с введения. Мы вводим учеников в мир науки, искусства и творчества.

Следующий раздел «Мифы». Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мы знакомим учащихся с мифами разных времен и народов.

Далее следует раздел, посвященный фольклору. В этом разделе особенно важно расширение набора жанров: ранее в программу не включались частушки, песни, анекдоты, народная драматургия. Теперь они стали равноправны с традиционно изучаемыми загадками, пословицами и поговорками.

Организация материала помогает подчеркнуть как общие качества входящих в него жанров, так и их вполне конкретные отличия. Краткие сведения о судьбе жанра также помогают юному читателю. Многие малые жанры прожили долгую жизнь и все еще являются не только живыми и продуктивными, но и расширяющими свои границы. Таковы загадки, пословицы, поговорки. Среди малых жанров есть и совсем молодые. Так частушки -- очень молодой жанр, одно из приобретений фольклора недавнего времени. Среди малых жанров числится и анекдот, век которого достаточно почтенен. Однако о существовании этого жанра старательно забывали наши школьные программы.

Появление специального раздела малых жанров фольклора помогает осмыслить их взаимные связи, их роль в литературном процессе и возможности использования в более объемных жанрах.

В полном забвении в школе находились и драматургические жанры фольклора, которые знали в русской деревне, и они украшали народные гулянья и ярмарки. Тут и народная драма, и популярный кукольный театр со всемирно известным Петрушкой. Впоследствии, при обращении к классической драме, ученикам поможет знакомство с народными формами этого рода литературы.

При изучении фольклора народный театр предстает как синкретическое искусство. На уроках литературы особенно важно показать, как органично вошли малые формы фольклора в произведения драматургии. Самая крохотная пьеска о Петрушке содержит не только пословицы и поговорки, загадки и присказки, но и песенки, и скороговорки, и анекдоты. Слово во всех его художественных воплощениях звучит как устная импровизация, которой всегда была насыщена фольклорная пьеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.