Рефераты. Какой быть системе образования в Республике Казахстан?

p align="left">Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования, нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре [4] [Концепция интеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г.].

Резкое возрастание потребности общества в условиях форсированного индустриально-инновационного развития в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, повлек за собой и качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых педагогических технологий.

Таким образом, именно этот контекст исторического развития Республики стал вызовом системе образования Республики.

Мы предполагаем, что ответом системы образования РК на вызовы времени может стать инновационная модель образования, направленная на обеспечение интеллектуального развития граждан Республики. Так как, прежде всего, модель образования для интеллектуального развития выполняет помимо собственно образовательных целей ещё и важнейшие социальные функции и в этом смысле выступает как функциональный механизм, который делает возможным дальнейшее развитие государства, общества и личности.

Дело в том, что процесс становления и развития государства, общества и личности в XXI веке обусловлен следующими факторами:

· информация и теоретические знания способны выступать в качестве стратегического ресурса такого развития и осуществления технологических инноваций;

· информация, а не труд выступают источником стоимости;

· «интеллектуальные» технологии превращаются в ключевой инструмент системного анализа и принятия решений;

· отношение «знание - реальность» изменяется. Знание понимается прагматично, оно не отражает или описывает реальность, а формирует и конкретизирует её. Всякая практика становится интеллектуально насыщенной, то есть значимой становится способность применения комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему во всей её много уровневости;

· социальные, гуманитарные, культурные практики интенсифицируются, человек оказывается в ситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого» будущего. Одной из основных функций знания и образования становится предвосхищение, прогнозирование. Обращённость в будущее означает, что знание и образование становятся основным способом его формирования;

· освоение нового, столкновение с неизвестными факторами, создание новых культурных образцов требует развития креативных способностей человека;

· на фоне разрастания и появления новых практик, дифференциации и специализации деятельности преодолевается политическая, культурная, технологическая изоляция, происходит столкновение разнородных форм, что ставит проблему их оптимальной соорганизации, обнаружения общих оснований, целей, способов коммуникации между ними;

· повышается уровень ответственности человека, возникают новые этические регулятивы его деятельности. Он должен быстро принимать ответственные и гибкие решения в локальной ситуации, уметь проектировать свою деятельность в ситуации разнообразия и конфликта ценностей [5] [Аналитический обзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.]

Эти факторы являются главными детерминантами появления модели образования для интеллектуального развития и главными её особенностями. Они же являются и главными условиями, механизмами и результатами интеллектуального развития обучающихся.

В контексте такого видения модели образования для интеллектуального развития возникают вопросы природы, закономерностей, детерминант, условий, механизмов интеллектуального развития, его качеств и индикаторов.

Интеллемкт (от лат. intellectus -- понимание, познание) -- общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [6] [Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. «Словарь методических терминов.» 2002].

Интеллект -- способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи"[7] [Ильясов Ф. Н. Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук. 1986. №6. С. 46-54.].

Интеллект -- Саморазвивающийся и самонастраивающийся алгоритм обработки информации" [8] [Петров К.П. http://rutube.ru/tracks/1563607.html?v=cfb537a4f1405049a280f91a60ece73b].

Cовременные определения интеллекта, таким образом, прежде всего связаны со способностью к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта, возможно, развить, как и повысить или понизить коэффициент полезного действия (КПД) интеллекта человека.

Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект -- это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели [9] [Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. -- М.: Молодая гвардия, 1990.].

Валерия Прайд считает, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. То есть интеллект влияет на характер взаимодействия, коммуникации с другими людьми [10] [Валерия Прайд. Интеллект как фактор эволюционного развития в сборнике «Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего» / Отв. ред. Прайд В., Коротаев А. В. М.: УРСС 2008]. Это так называемый социальный интеллект -- способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость -- стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума -- способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления -- способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Конечно, различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии -- боязни нового, непривычного.

Ещё одно существенное качество ума индивида -- предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

То есть, при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на "трудные" вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект -- это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве [11] [Альфред Барков. Интеллект. Москва. 2008г.].

Таким образом, природа интеллекта очень тесно связана с природой понятия компетенция: «способность мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели» [12] [ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.].

Одним из основных факторов, тормозящим развитие умственных способностей является система образования, основанная на запоминании, когда «я» человека остается пассивным, потому что учат «извне», а не через понимание «изнутри».

Проблемно-ориентированный анализ степени готовности казахстанского образования к реализации модели компетентностно-ориентированного образования, ориентированного на ребёнка выявил следующие западающие зоны в её деятельности:

1. Cодержание образования представляет собой набор определенных образовательных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой, а главное, не учитывают, во-первых, специфику возраста, во-вторых - современную ситуацию в социальном развитии Республики, в-третьих - не адекватны ценностям, целям-результатам инновационной стратегии развития казахстанского образования.

2. Организация учебного процесса в основном и старшем звене практически не отличается, и строится на жестко заданной классно-урочной системе.

3. Учебный процесс оторван от других видов деятельности и жёстко ограничивает пространство жизнедеятельности ребенка, что препятствует обеспечению преемственности содержания среднего общего и высшего профессионального образования.

4. Образовательный процесс не учитывает индивидуальные предпочтения учащихся, а значит, не обеспечивает возможности индивидуализации.

5. Отсутствуют психолого-педагогические обоснования построения различных моделей образовательного пространства основной, старшей школы, средне специального и высшего учебного заведения.

6. Доминируют вербально-репродуктивные формы обучения.

7. Образовательный процесс не ориентирован на целенаправленную работу по формированию интеллектуальной сферы (разных типов мышления) у обучаемых.

8. Недостаточность образовательных форм социализации, духовно-нравственного воспитания для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного индивидуального и коллективного действия учащихся в организациях образования разного уровня.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.