Рефераты. Какой быть системе образования в Республике Казахстан?

p align="left">9. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.

10. Контроль результатов не ориентируется на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса каждого обучающегося.

11. Отсутствует психолого-педагогическое сопровождение развивающего компонента образования.

12. Преподаватели не владеют технологиями, обеспечивающими реализацию индивидуальных учебных программ, проектной деятельности и направленными на формирование социальных практик.

Результаты анализа ещё раз подчеркивают, что сегодняшнее казахстанское образование более или менее успешно реализует дисциплинарную (предметную) модель обучения, которая не способствует интеллектуальному развитию, а значит формированию компетенций у граждан Республики.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается. То есть это тот возрастной период, когда мы ещё имеем возможность повлиять на интеллектуальное развитие будущих граждан Республики, а значит способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан [12] [ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.].

Так какой же должна быть система образования? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить успешных людей. Общаясь с успешными людьми, можно обратить внимание на удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Эта особенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс. То есть для увлеченного человека удерживать в памяти множество деталей является естественным и жизненно необходимым процессом.

От сюда можно сделать вывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следует развивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях.

Развивающая среда (современная технологическая инфраструктура) главное условие развития интереса к жизни. Но «развивающая среда» это не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи или структура среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органов самоуправления, …

Развивающая среда это в первую очередь новые субъект-субъектные установки педагогов в отношениях с обучаемыми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общий климат организации образования любого уровня, позитивно влияющих на развитие мотивации учения. Так как, именно мотивация является основным «компонентом» и интеллекта и компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особо важное значение [13] [Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.].

Анализ же опыта разработки образовательных сред, в том числе и в казахстанском образовании свидетельствует о доминировании образцов:

1. догматической образовательной среды пассивной зависимости (педагогическая система Я.А.Коменского);

2. безмятежной образовательной среды пассивной свободы (педагогическая система Ж.Ж.Руссо);

3. безмятежной образовательной среды свободной пассивности (педагогическая система И.Г.Песталоцци);

4. карьерной образовательной среды активной зависимости (педагогическая система Д.Локка, А.С.Макаренко);

5. творческой образовательной среды свободной активности (педагогические системы Я.Корчака и М.Монтессори - реже).

Идея создания благоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения [14] [Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.].

Ещё одно условие становления модели образования для интеллектуального развития - поиск новых форм организации обучения вызванный тем, что традиционные формы создают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения, занятия-дискуссии, занятия-исследования, деятельность в лабораториях (научных, прикладных,…), внешкольные занятия, участие в реализации научных, социально значимых для местного сообщества проектов, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий (блочно-модульная, кредитная, …) и другие способствуют самореализации обучаемого и формированию его компетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:

ь реализован деятельностный характер обучения,

ь формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,

ь созданы условия для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,

ь обеспечена четкость, и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.

Как побочный эффект введения новых методов достигается значительная разгрузка преподавателей.

Следующее условие становления модели образования для интеллектуального развития - это постепенный переход от дисциплинарной (предметной) модели обучения. Ну а технология перехода организации образования на новую компетентностно-ориентированную модель образования включает в себя осуществление следующих шагов:

1. Развитие системы управления, ориентированного на результат

2. Изменения в методике преподавания

3. Изменения в деятельности учителя и ученика

4. Изменение позиции учителя

5. Изменение требований к учащимся

6. Организационные изменения форм учебной деятельности

7. Использование преподавателем микросценариев

8. Переориентация на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса (уровня развития интеллекта, личности и сформированности её компетенций)

Но все эти условия становления модели образования для интеллектуального развития вряд ли будут реализованы, если не произойдёт модернизации структуры системы образования Республики. Она должна стать более дифференцированной и индивидуализированной. В тоже время обеспечивать преемственность всех уровней и подсистем казахстанской системы образования от дошкольного образования до после вузовского и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) на основе лучшего мирового опыта.

Главными механизмами и инструментами обеспечения модернизации структуры национальной системы образования должны стать новые формы организации образования, интегрирующие разные уровни (например, «профильная школа», «высшая техническая школа» и др.), а так же преемственные стандарты и куррикулумы каждого уровня и подсистемы системы образования, ориентированные на интеллектуальное развитие и компетенции.

Нам так же нужны программы психолого-педагогического обеспечения развивающего компонента образования для каждого уровня и подсистемы национальной системы образования.

Проблемой же является то, что мы не знаем и не владеем механизмами, инструментами реализации современной модели образования, направленной на обеспечение интеллектуального развития граждан Республики.

Именно эта проблема и порождает необходимость в научной, теоретической разработке и экспериментальной апробации и оформления инновационной модели образования для интеллектуального развития в Республике Казахстан.

Организация, координация и направление работы всех уровней и структур системы образования на научную, теоретическую разработку и экспериментальную апробацию инновационной модели образования для интеллектуального развития в Республике Казахстан и станет основой её государственной образовательной политики, а значит и основой деятельности департамента/института образовательной политики АО «Назарбаев Университет».

Предлагаю использовать мои видение, знания и опыт в разработке механизмов и инструментов реализации инновационной модели образования, направленной на обеспечение интеллектуального развития граждан Республики при организации деятельности департамента/института образовательной политики некоммерческого акционерного общества "Назарбаев Университет".

Список использованной литературы

1. «Новое десятилетие - новый экономический подъём - новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.

2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. Астана. 2010 года.

3. Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева. Астана.2010г.

4. Концепция интеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г.

5. Аналитический обзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.

6. Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. «Словарь методических терминов.» 2002

7. Ильясов Ф. Н. Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук. 1986. №6. С. 46-54.

8. Петров К.П. http://rutube.ru/tracks/1563607.html?v=cfb537a4f1405049a280f91a60ece73b

9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. -- М.: Молодая гвардия, 1990.

10. Валерия Прайд. Интеллект как фактор эволюционного развития в сборнике «Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего» / Отв. ред. Прайд В., Коротаев А. В. М.: УРСС 2008

11. Альфред Барков. Интеллект. Москва. 2008г.

12. ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.

13. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.

14. Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.