Комплекс занятий с использованием нетрадиционных способов изображения живой и неживой природы развитие направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Подготовительный этап
Тема: Паучок - домовичок
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой природы.
Задачи: установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данными; учить детей нетрадиционной технике - воскографии; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: у каждого ребенка - бумага, воск, краски, фломастеры или карандаши, вода, кисти. Репродукции с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный паук». Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружево», Л. Яхнина «Воздушные узоры».
Ход занятия
Этапы
Содержание, деятельность педагога
Деятельность детей
Вводный
Предлагается прослушать и отгадать загадку о пауке. После чего показать изображение паука, нарисовать его на доске. Рассказать детям о пауке.
Рассмотреть картины «Лесное кружево осени», «Соломенный паук».
Отгадывают загадку.
Слушают рассказ.
Рассматривают картины.
Основной
Педагог: «Поселите у себя паука, чтобы ел мух и комаров». Нарисуйте паука и паутину. Объяснила, что сначала свернуть лист нужно так, чтобы получилось 8 треугольников, по линиям сгиба провести воском, нарисовать паутину, а в середине карандашом паука нарисовать, затем все затонировать.
Осуществление индивидуальной помощи педагогом.
Педагог: «Дайте имя пауку». Заметьте, что паутину плетут самки-пауки, поэтому имя должно быть женское.
Оставить рисунки подсыхать.
Дети слушают
Самостоятельная работа детей.
Физминутка
Подвижная игра «Ловкий паучок».
Играют в игру. Соблюдают правила.
Заключительный
Педагог: «В доме должно быть чисто, надо убрать свое рабочее место».
Выставка рисунков анализ детских работ.
Уборка рабочего места.
Анализ своих работ детьми.
Тема: Пасмурный день
Задачи: формировать отношение к природным явлениям как к части мироздания; учить детей рисовать в нетрадиционной технике - по сырому; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: у каждого ребенка - два листа бумаги, кисть, краски, вода. Провести предварительное наблюдение за природой, домами, людьми в сырую, пасмурную погоду, в туман, в дождь - обратить внимание на расплывчатость объектов, на мутные силуэты.
Рассказать детям о пасмурной погоде. Рассматривание разных цветовых пятен, непонятных расплывчатых фигур - на что похожи они. Песня «Дождик» муз. Л.Б. Гавришевой.
Принимают участие в беседе.
Слушание музыки
Показ последовательности работы: на лист бумаги дети широкой кистью наносят акварель и пока она не высохла, прикладывают чистый лист сверху и прижимают ладошкой. Первый лист убирают, а в получившемся пятне второго листа педагог предлагает попытаться увидеть основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок.
Дети слушают и смотрят показ педагога.
Игра «Жмурки»
Соблюдают правила игры.
Дети обсуждают получившиеся рисунки.
Обучающий этап
Тема: Золотая осень
Задачи: вызывать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов; учить работать в технике размыва, закрашивать лист полностью; развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: экскурсия в осенний парк, рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», Е. Волкова «Октябрь»; заучивание стихотворений А.Кушнера «Что я узнал?», З.Федоровской «Осень».
Материалы и оборудование: у каждого ребенка - лист бумаги, кисть, салфетка, акварель, вода, нить, кусочек целлофана, фартук. Музыка: Чайковского «Времена года».
Загадать загадку об осени.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает -
Когда это бывает?
Читает стихотворение:
Осень на опушке
краски разводила.
По листве тихонько
кистью проводила,
Пожелтел орешник
и зарделись клены.
В пурпуре осеннем
только дуб зеленый.
Утешает осень:
«Не жалейте лето!
Посмотрите -
роща золотом одета!»
Отгадывают загадку
Слушают стихотворение
Почтальон приносит письмо от Осени. В письме рассказывается о том, что все деревья в волшебном лесу изменили свои летние краски. Но скоро листья облетят, они просят помочь им продлить красивую, золотую осень, для чего дети должны ее нарисовать.
Прежде чем приступить к работе вспомним какого цвета листья у березы, калины, рябины, черемухи, и т.д.? Сначала каждый выберет свою форму листа, с какого дерева лист, какими цветами будешь пользоваться?
Затем нужно чтобы лист был мокрым затем берем кистью нужный цвет и наносим на еще не высохнувший лист бумаги, затем сверху накрывает целлофаном и разглаживаем, чтобы цвета перемешались. Аккуратно не сдвигая снимаем лист целлофана.
Вот мы и продлили золотую осень в волшебном лесу. А теперь немного отдохнем.
Слушают письмо
Ответы детей на вопросы.
Объяснение последовательности выполнения
Мы - листочки,
Мы - листочки.
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели.
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Движения по тексту
Выставка рисунков и анализ детских работ. Мы ваши листочки отправим по почте в волшебный лес.
Тема: Морозный узор
Задачи: учить закрашивать лист полностью, наносить несколько слоев краски (только после полного высыхания первого), совершенствование умения работать с техникой «манкография»; развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: у каждого ребенка - лист голубой бумаги, манка, кисть для клея, клей, салфетка, акварель белого цвета, вода. Провести предварительное наблюдение за морозными узорами на окнах- обратить внимание на форму, направление, цвет.
Загадать загадку о морозе. Прочитать стихотворения о морозе. Беседа о морозных узорах
Педагог предлагает детям сегодня побыть чуть-чуть Дедом Морозом и раскрасить самим оконные узоры. С каждым обсуждается замысел: сильный мороз - крупные рельефные узоры рисом, легкий морозец - манкой, разные рисунки - лес, еловые ветви, беспорядочные точки и пятна.
По окончании дети пытаются угадать и рассказать по рисункам о погоде за окном.
Подвижная игра «Два мороза»
Соблюдение правил
Выставка рисунков и анализ детских работ.
Страницы: 1, 2