Рефераты. Контроль в обучении младших школьников

) при выставлении окончательной отмет-ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава-емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ-ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи-ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.[5.с.13]

Итоговый контроль проводится как оцен-ка результатов обучения за определенный, до-статочно большой промежуток учебного време-ни - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся че-тыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отме-ток (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как а процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "З". Это обстоятельство не дает учителю права снизить ито-говую отметку, и ученик в конечном счете по-лучает "4". В то же время другой ученик, кото-рый имел твердую "4" в течение учебного го-да, написал итоговую контрольную работу на "З". Оценка его предыдущей успеваемости ос-тавляет за учителем право повысить ему ито-говую отметку до "4".

1.4. Методы и формы контроля

Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагно-стике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролиро-вания? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-вос-питательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат.

Новые методы контроля берут результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рас-сматривает вместе с его возможностями, способностями и склонно-стями. Процесс деятельности педагога тоже анализируется вме-сте с возможностями, условиями. Контроль рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, ди-намику формирования продуктов. Диагностирование включает в се-бя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических дан-ных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

При контроле используются многие методы и методики. Наря-ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи-танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита-тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг-ностика -- это совокупность методов и методик, позволяющих все-сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от-ношений.[4,с.54]

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гума-нистической цели и поворачивает в русло новых школьных от-ношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю -- отличников или середня-ков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его по-тенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо при-вычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой та-бель с записями: «По математике -- возможности реализованы на треть», «По русскому языку -- потенциальный запас не огра-ничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, нако-нец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического тру-да уже немало примеров успешного безоценочного обучения и воспитания.[3,c.54]. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но заскорузлая авторитарная педаго-гика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.[1,c.65].

Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпри-нимавшиеся в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все ново-введения группировались вокруг одного вопроса -- использовать ли в школах оценки или обходиться без них. Но обучение без оценок (и фактически без контроля) не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная пер-спектива приобретения знаний», а также «заложенное самой при-родой стремление к знаниям» (П. Н. Блонский) не являются дейст-венными стимулами в учебной деятельности школьников [3,c.54].

Можно ли обойтись без контроля? Был поставлен эксперимент. Три группы учеников выполняли тест на сложение. Одна часть де-тей на протяжении работы получала одобрение, вторая -- порица-ние, третья -- не оценивалась никак. Результаты показали, что улучшение работы связано с постоянным поощрением со стороны экзаменатора. Худшие результаты были у тех, кого не замечали.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они спо-собствуют:

-- выявлению знаний, умений каждого ученика;

-- своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

-- раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

-- повторению и систематизации изученного;

-- установлению уровня готовности к усвоению нового мате-риала;

-- формированию умения много и напряженно работать;

-- овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

-- стимулированию ответственности учеников;

-- развитию навыков соревновательности.

Требования к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированнсть; разнообразие форм; этичность.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по-вествования о конкретном объекте окружаю-щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес-та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу-ет дополнительного учебного времени или дру-гих способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система во-просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознан-ность усвоения, способность рассуждать, вы-сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей бе-седе, умение конкретизировать общие понятия. [5,с.45]

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространен-ной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как пра-вило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических от-ветов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразитель-ности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тема-тических творческих рассказов на основе ис-пользования нескольких источников и т.п.

Письменный опрос заключается в прове-дении различных самостоятельных и кон-трольных работ. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна-ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб-ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь-ном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы уча-щихся, который он проводит совместно с уче-никами. Если умение находится на стадии за-крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводить-ся фронтально, небольшими группами и инди-видуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоя-тельную работу может получить ученик, кото-рый пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в за-медленном или ускоренном темпе. Целесооб-разно использовать индивидуальные самосто-ятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при отве-те у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания увереннос-ти в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные са-мостоятельные работы, рассчитанные на не-продолжительное время (5-10 мин). Это спо-соб проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который поз-воляет перманентно контролировать и коррек-тировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель исполь-зует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему "Вода". Учитель пред-лагает в качестве самостоятельного провероч-ного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый пе-риод изучения темы, то целесообразно отмет-кой оценивать лишь удачные, правильно вы-полненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изучен-ной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предме-там, для которых важное значение имеют уме-ния и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыка-ми (русский язык, математика), а также требу-ющие умения излагать мысли, применять пра-вила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Кон-трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для разви-тия самоконтроля и самооценки учащихся це-лесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вари-антам. Предлагаемая детям инструкция объяс-няет им, что каждый сам может выбрать вари-ант работы любой сложности. При этом за пра-вильное выполнение варианта А ученик полу-чит отметку не выше "З", за вариант Б - не вы-ше "4", а за вариант В - "5". При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в на-чальной школе и требует серьезной предвари-тельной подготовки.

К стандартизированным методикам провер-ки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по кон-кретному предмету, но также могут выявить уро-вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по-строения учебной задачи, сравнивать правиль-ный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минималь-ной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о со-стоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля яв-ляются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Та-кие работы могут использоваться на уроках по любому предмет). Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандарт-ной ситуации, пользоваться методом моделиро-вания, работать в пространственной перспек-тиве, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем "звуко-вая модель слова", "состав предложения", "синтаксический разбор предложения", "жи-вотное - живой организм", "дикорастущие и культурные растения"; составление диаграм-мы "свойства воздуха"; графические рисунки "образование родника", "реки" и др.

1.5. Организация эффективного контроля знаний.

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном кон-троле свидетельствует о том, что мы не можем даже установить четких критериев оценки. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик или студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов заданного уровня, поэтому шкала оценок при объективном кон-троле знаний может быть записана в следующем виде:

1-й уровень -- 3 балла,

2-й уровень -- 4 балла,

3-й уровень -- 5 баллов.

Мы нередко ставим 5 баллов даже тому, кто делает ошибки в 30% тестов. Право на ошибку имеет большое психологичес-кое значение.

Если обучение учащихся и студентов на 3-м уровне дея-тельности не производится, а ограничивается 1-м или 2-м уров-нем, целесообразно производить зачет по теме, разделу или всему учебному курсу без оценки. При этом зачет ставится обычно при выполнении 80% тестов. Если же по формальным требованиям необходимо выставить оценку, можно воспользо-ваться следующей шкалой:

70-80% -- 3 балла,

80-90% -- 4 балла,

90-100% -- 5 баллов.

Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования и уровни необходимой деятельности учащихся. Требования должны быть следующими:

* однозначность, т.е. поставленная цель образования дол-жна быть однозначно понята всеми;

* диагностичностъ, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;

* содержательность, т.е. цель должна отражать то, что по-лучил ученик в процессе обучения.

В.П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:

* знакомство (умение опознать изученный объект, выде-лить его среди других объектов, провести классификацию объек-тов по задуманному признаку);

* воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа);

* умение (умение применить известный метод в новых, не-стандартных условиях, решить нетиповую задачу);

* трансформация, т.е. творчество (умение создать новый неизвестный метод или подход к решению проблемы)[2,c.134].

Для каждого типа учебных заведений (высших, средних спе-циальных, общеобразовательных) в наши дни разработаны и утверждены Министерством образования России государствен-ные образовательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень дея-тельности обучаемых.

Выводы по I главе

1. Контроль как учебное действие осуществляется не как про-верка качества усвоения по конечному результату учебной дея-тельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим уча-щимся действие активного прослеживания безошибочности. Контроль -- это также способ получения информации о ка-чественном состоянии учебного процесса, который на-правлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаи-модействия учащихся и педагогов.

2.Механизм контроля в учебном процессе играет значитель-ную роль в познавательной деятельности учащих-ся. Система проверки их знаний и умений -- органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

3. Наряду с контролирующей, контроль вы-полняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, раз-вивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

4.Целью контроля является установление об-ратной связи ученик - преподаватель и внутренней: ученик- ученик, а также учет результатов контроля. Обуча-ющий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, форми-рования навыков и умений, их корректировки и совершенство-вания, систематизации знаний.

5. В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля :

-- наблюдение за работой учеников;

-- устный индивидуальный опрос;

-- фронтальный опрос;

-- групповой опрос;

-- письменный контроль;

-- комбинированный контроль (уплотненный);

-- тестовый контроль;

-- программированный контроль;

-- практический контроль;

-- самоконтроль

Литература

1) Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили - М., 1984.,с.427

2) Амонашвили Ш. А, Обучение. Оценка. Отметки./Ш. А. Амонашвили - М.:Знание, 1980.с. 376

3) Амтаниус М. Психолого-педагогические основы конт-роля в учебном процессе./М. Алтаниус - М.: Изд-во МГУ, 1978, с.184

4) Баранов С. П. Принципы обучения./С. П. Баранов - М.: Просвеще-ние, 1981.с.354

5) Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии./В. П. Беспалько -- М.: Педагогика, 1989, с.342.

6) Болдырев Н. И.. Педагогика./Н. И. Болдырев - М.: Просвещение, 1968.с.147

7) Болотпина Л. Р. Педагогика./Л.Р. Болотина - М.: Просвещение, 1987 с.261.

8) Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, 1999.- № 7.- с.25

9) Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика./М.А. Данилов - М., 1957, с.477

10) Дакацъян У. В. Проверка знаний учащихся./У. В. Даканцьян - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.с.65

11) Кабардин О. Ф и др. Задания для контроля знания учащихся в средней школе: Дидактичес-кий материал. Пособие для учителей /О. Ф. Кабардина, С. И Кабардина. - М.: Просвещение, 1983,.с78

12) 70. Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999 -. № 4 - с.12

13) Майор Ф. Тангян С. Высокий образовательный замы-сел: к 50-летию ЮНЕСКО // Педагогика, 1996 - № 6- с53

14) Махмутов М. И. Современный урок./М.И. Махмутов - М., 1985 с.64

15) Онищук В. А. Дидактика современной школы./В. А.Онищук - Киев: Радянська школа, 1987, с.125

16) Онищук В. А. Урок в современной школе./В.А. Онищук - М., 1985,с.548

17) Оноприенко О. В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе: книга для учителя. /О. В. Оноприенко - М.: Просве-щение, 1988.

18) Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

19) Подласый И. П. Педагогика./И.П.Подласый - М.: Владос, 1999,с.752

20) Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном эта-пе учебной деятельности // Начальная школа. 1999- № 7.- с.34

21) Слободчиков В. Новое образование - путь к новому со-обществу // Народное образование. 1998.- № 5.- с.36

22) Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, сис-темы, технологии. Учебное пособие./С. А.Смирнов - М.: Академия, 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.