Рефераты. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР

Содержание

    • 1. Речевые карты
      • 2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
      • 3. Программа коррекционно-логопедической работы на ребенка с ОНР
      • 4. Рекомендации родителям детей с ОНР
      • 5. Анализ фронтального занятия логопеда
      • 6. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения
      • 7. Отчет о прохождении практики
      • 7.1 Общая информация о практике
      • 7.2 Объем и содержание работы
      • 7.3 Выводы и предложения по совершенствованию организации и проведении практики
1. Речевые карты

I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.

- слуховая - из 6 слов запоминает 4.

- ассоциативная - из 6 картинок - 5.

- словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

- прямой и обратный счет - + (в пределах10)

- счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

- классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

- причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

- Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

- Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».

11. Особенности звукопроизношения.

- Свистящие С, С', З', Ц - межзубные

- Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

- слогового ряда (па - та - ка - ха)

- ряда слов (порт- торт - корт - хор)

Различает на слух сходные звуки в:

- парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

- парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)

- парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).

Воспроизводит:

- звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)

- ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).

13. Звуковой анализ:

- выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+

- выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+

- выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

- клубника -+ командировка - «комадировка»

- сковорода -+ стихотворение - «стиховорение»

- лекарство -+ велосипедист - «велесепедист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

- многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов

2. Возраст 5 лет 9 месяцев

3. Домашний адрес у. Пирогова , д. 19, кв. 70_

4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).

Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3

- слуховая - из 6 слов запоминает 4

- ассоциативная - из 6 картинок -4

- словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

- прямой и обратный счет - (в пределах10)

- счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)

- классификация, обобщение +

- причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).

9. Общее звучание речи: голос громкий, темп речи несколько ускоренный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей сбивчиво.

10. Состояние артикуляционного аппарата.

- Строение - нормальное.

- Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».

11. Особенности звукопроизношения.

- Свистящие С, С', З', Ц - межзубные

- Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

- слогового ряда (па - та - ка - ха)

- ряда слов (порт- торт - корт - хор)

Различает на слух сходные звуки в:

- парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

- парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)

- парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).

Воспроизводит:

- звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)

- ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).

13. Звуковой анализ:

- выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-

- выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)+

- выделение первого согласного (дом, рот, пот)-

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

- клубника -+ командировка - «комарировка»

- сковорода -+ стихотворение - «стиховорение»

- лекарство -+ велосипедист - «велесоподист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

- многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).

17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено

18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.

2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка

6 августа 2008 г.

1. Общие сведения о ребенке: Егоров Д. В., 10.09.2002 г. рождения, 5 лет. Дмитрий поступил в дошкольное учреждение в 2001 г., при этом ему диагностировали ОНР II уровня. Дмитрий от первой беременности. Во второй половине беременности у матери ребенка наблюдался токсикоз, роды прошли без осложнений. В первый год жизни ребенок болел ОРВИ (10 мес.).

2. Родителям ребенка за 30 лет, кроме Дмитрия в семье воспитывается младшая сестра (1,2 г.). Условия воспитания в семье нормальные.

3. Нарушения в речи стали заметны родителям лишь после того, как после 1,5 лет их сын до сих пор не говорил. Но предпринимать какие-либо действия родители стали лишь после того, как мальчику исполнилось 3 года. Самостоятельные действия родителей не приводили к желаемым результатом, поэтому было решено обратиться к специалистам.

4. Мальчик очень подвижный, всегда пытается участвовать в нескольких мероприятиях сразу, но не доводит не одно из них до конца. Несмотря на это, отношения со сверстниками у Димы хорошие, дети часто идут ему на встречу. Преобладает повышенный, веселый настрой.

5. По заключению педиатра, физических отклонений у ребенка нет. Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста. Существуют трудности в развитии мелкой моторики рук, что заметно при осуществлении им движений, манипуляций с мелкими предметами.

6. Дмитрий не может долго сосредоточится на одной работе, что мешает ему адекватно воспринимать предметы и ориентироваться в них. Из-за этого страдает его сенсорное восприятие предметов, что в свою очень влечет к скудному целостному восприятию окружающего мира. Все это влечет к отставанию в развитии элементов наглядно-образного и логического мышления. Уровень сформированности количественных представлений очень низок. В счете до 10 ребенок указывает лишь первые 4 цифры.

Основные сведения о семье Дмитрий знает хорошо: он называет имена родителей, сестры, адрес проживания, ассоциирует себя с семьей (то есть указывая на себя, ребенок говорит о своих семейных делах, об игрушках дома, об отдыхе на даче с родными). Элементарные представления о предметах и явлениях у ребенка сформированы, но подчас причинно-следственные связи в этих явлениях ему увидеть трудно.

7. Речевая инструкция более 5 слов ребенком понимается с трудом, требуется повторения или объяснение. Артикуляционный аппарат у ребенка в норме. Речь быстрая, невнятная. Многие звуки просто «глотаются». Фразы односложные. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных. Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.