Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает.
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов.
Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла.
11. Понимание залоговых отношений.
Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее
одевают, где мальчик умывается, а где его умывают.
Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребенка (приложение 1).
Сводные данные результатов диагностики приведены в таблице 1
Для проведения диагностики «Обследование активного словаря» мы подготовили 17 заданий, которые объединили в следующие группы:
1. слова, обозначающие предметы (5 заданий);
2. название признаков предметов (2 задания);
3. названия действий людей и животных (4 задания)
4. название времен года, их последовательности, признаков (3 задания)
5. слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами)
6. слова - синонимы (1 задание, с разными словами)
7. однокоренные слова (1 задание, с разными словами)
· Так, диагностируя умения детей правильно называть предметы, были предложены следующие задания:
а) назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 3 картинки на каждое обобщающее слово);
б) дополнить тематический ряд слов: морковь, помидор, лук…; яблоко, лимон, апельсин….; стол, диван, шкаф…; тарелка, кастрюля, чашка…;
в) назвать:
- как называют помещение, где читают, выдают и получают книги? (по описанию),
- кто косой, слабый, трусливый? (по признакам),
- что светит, сияет, греет? (по действиям);
г) назвать детенышей кошки, собаки, козы, лошади, курицы;
д) найти общее название:
- стол - мебель, а чашка - (это что?),
- сапоги - обувь, а шуба - (это что?),
- помидор - овощ, а яблоко - (это что?);
· Для диагностики навыков называния признаков предметов были даны задания:
а) посмотри на картинку и назови:
- морковь - сладкая, а редька…(какая?),
- трава - низкая, а дерево… (какое?);
б) подбери признаки к предметам:
- елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная),
- небо какое?
- лимон какой?;
· Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания:
а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель;
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея;
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица;
г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит;
· Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания:
- покажи на картинке зиму, лето, осень, весну;
- как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна,
- разложи картинки по порядку;
· Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания,
- скажи наоборот: большой - маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший.
· Диагностика умения детей подбирать слова - синонимы проводилась на основании заданий:
- скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный;
· Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий:
- назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить.
Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка (Приложение 2).
Сводные данные приведены в таблице 2.
Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты».
В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко).
Инструкция:
«Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову».
Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3).
Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки.
Задания:
1. Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон;
2. Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон;
3. Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон.
Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4)
Сводные данные оформлены в таблице 3
Таблица 3
Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта
Слова - стимулы
Слова - реакции
Дима Б.
Алина Е.
Агнесса Т.
Наташа Ш.
Женя Н.
Слава С.
Никита С.
Саша Х.
Кристина Л.
Костя П.
Итог
Сущ
Прил
Глаг
Нар
Овощи
Огурец яблоко
-
Лук, зеленый
дыня, арбуз, картофель
Ем
Кушать
Морковка, капуста
Яблоко, лук
Картошка, помидор
11
1
2
Огурец
Зеленый
Салат
Огурчик
Резать
Морковь
Плохой
Зеленый вкусный
3
4
Урожай
Ведро
Урод
Много
Семена
Семен
Имя
В магазине
Семечки
Слава
Садить
5
Красный
Красивый
Квадрат
Суп
Платье
Машина едет
Мячик
Желтый
Резинка (для волос)
Помидор
7
Спелая
Спать
Успела
Груша
Успел
Стол
Фрукты
Зрелые
Ягоды
Зреть
Смотреть
Глаза
Дряблая
Цветет
Цветок
Свет
Окно
Пахнет
Ромашка
Палкой
Цветы
8
Растут
Дети
Травка
Дом
Полоть
Там
Поле
В саду
Выращи
вают
Расту
Высоко
Высокий
Большой
6
9
Всего
57
15
14
Нареч
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9