Рефераты. Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта (на примере тем "Овощи, фрукты")

p align="left">Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Каждая из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста. ()

Руководствуясь основными положениями вышеизложенной методики, мы определили, в рамках обучающего эксперимента, направления работы по формированию системной лексики на примере тем «Овощи, фрукты»:

· уточнение имеющегося словаря;

· активизация и обогащение словаря;

· развитие функции словоизменения.

· формирование и расширение «семантического поля»;

· развитие валентности слов;

Для проведения обучающего эксперимента мы взяли 4 опорных слова: морковь, помидор, яблоко, лимон. Учитывая временной отрезок с 1 октября по 23 ноября 2007 года и специфику восприятия детей с недоразвитием интеллекта, мы распределили речевой материал следующим образом - на каждую вышеуказанную единицу речи отводилось 5-6 логопедический занятий. Такое распределение мотивируется особенностями усвоения речевого материала учащимися с нарушением интеллекта и способствует более качественному формированию семантических полей.

Логопедическую работу по каждому слову мы осуществляли поэтапно.

1 этап. Расширение словаря посредством глагольной лексики.

Детям предлагались игры типа «Зайкина грядка», «В магазине», «Мамина помощница». В деятельностно-игровой форме дети учились использовать глаголы для обозначения различных действий: морковь растет, поливают, дергают, выдергивают и т.д., яблоко - цветет, зреет, наливается, лимон - покупают, режут, кладут в чай, желтеет.

2 этап. Работа с прилагательными, обозначающие основные цвета, форму, величину.

Детям предлагались игровые упражнения типа «найди похожее», «Определи по цвету», «Подбери фигуру», «Расскажи какая». С помощью этих и других игр мы с детьми определили, что морковь: большая и маленькая, оранжевая и красная, треугольная; помидор - красный, желтый и зеленый, круглый и овальный; яблоко - круглое и продолговатое и т.д.

3 этап. Работа с прилагательными, обозначающими высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности, вес.

Детям предлагались игровые задания «Определи на вкус», «Узнай, что тяжелее», «Найди самый длинный», «Волшебный мешочек». Эти и другие задания способствовали обогащению словарного запаса такими словами, как: дряблая, твердый, кислый, сладкий, вкусный, спелый и т.д.

4 этап. работа над прилагательными, образованными от существительных с помощью суффиксов.

Ученикам предлагалась деятельностно-игровые ситуации «Витаминная аптека», «Мы поварята». В ходе игры дети пробовали сок и определяли его источник: из яблока сок морковный, пюре морковное, котлета морковная.

5 этап. работа по формированию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

С испытуемыми были проведены игровые упражнения типа: «Назови ласково», «Большой, маленький», «Скажи наоборот» «овощная семья» и т.д. Основной задачей было упражнять детей в изменении слова с использованием суффиксов: морковь - морковочка, помидор - помидора - помидорка - помидорчик.

Работа над употреблением усвоенных лексических единиц в связной речи проводилась на каждом этапе.

По окончании обучающего эксперимента целесообразно мы провели повторную диагностику с последующим анализом результатов.

3.2 Контрольный эксперимент и его анализ

По результатам констатирующего эксперимента нами был проведен обучающий эксперимент по коррекционно-логопедическому воздействию на детей 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, принимавших участие в эксперименте. Работа была направлена на обогащение словарного запаса, уточнение значения слов, на развитие семантики слова, формирование лексической системности и семантических полей. Итогом обучающего эксперимента стало проведение контрольного эксперимента.

Цель контрольного эксперимента - оценить эффективность обучающего эксперимента.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, нами были проведены повторные диагностики по изучению словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта.

Логопедическое обследование мы начали с повторного изучения пассивного и активного словаря, используя те же методические приемы, что и в начале констатирующего эксперимента.

Ответы детей занесены в протоколы (приложение №….)

По результатам диагностики составлены сводные таблицы (…)

Анализ приведенных данных показывает положительную динамику в развитии пассивного и активного словаря детей, принимающих участие в эксперименте. Например, Дима Б, Агнесса Т, Женя Н, Саша Х. правильно показали длинный и короткий карандаш; Алина Е., Наташа Ш., Слава С., Костя П. - правильно определили узкую и широкую ленты, а Кристина и Никита верно отметили высокий и низкий забор. Школьники стали лучше разбираться в числе и роде прилагательных. Так, с заданием «показать зеленый флаг и зеленые флаги», справились 8 человек, а с заданием «определить род прилагательного» справились 6 участников эксперимента. Так же дети справились с заданием «определить число глаголов», дополнительный балл за это получили уже 7 человек (в первый раз 5). Без изменения осталось составляющая диагностики на понимание предложений.

Рисунок

Представленная диаграмма демонстрирует личностный рост развития словарного запаса детей с нарушением интеллекта в сравнении с предыдущими показателями.

Агнесса Т. улучшила свой личный результат на 7 баллов, Дима Б., Наташа Ш., Женя Н., Саша Х. - на 5 баллов, Костя П. и Кристина Л. улучшили свои показатели на 3 балла. На 1 и 2 балла стал выше показатель у Алины Е., Никиты С. соответственно. В результате все дети улучшили свои стартовые показатели, но за рамки среднего уровня не вышел никто, кроме Кости П.

Изменилось и отношение детей к выполнению заданий, при подборе ответов они не называли первое попавшее слово, а искали наиболее подходящие, правильные, старались не повторяться. Не всегда получалось правильно, но изменение отношения с речевому общению было ярко выражено.

Кроме того, анализ показывает и количественные изменения в подпоре слов при выполнении заданий. Например, При первичном обследовании Агнесса Т. подобрала только 3 слова, при повторном обследовании девочка назвала к разным заданиям уже 10 слов; Кристина Л. При первичном обследовании не …

о проведено повторное исследование по диагностикам: «Уровень выявления смысловых и несмысловых связей по темам «ОвощиФрукты» и «Уровень сформированности семантических полей по темам «Овощи», «Фрукты», составленных на основе работ З.А.Репиной и др.

В ходе диагностики детям предлагалась игра «Скажи, что хочешь». Установка: я называю слова, а ты скажешь первое, что придет тебе в голову. Ответы детей занесены в протоколы. (Приложение 12) Сравнительные данные занесены в сводную таблицу по типам ассоциатов.

Таблица 5

Сводная таблица по типам ассоциатов на начало и конец обучающего эксперимента

Тип ассоциат

Ситуация

Словотворчество

Антонимы

Синонимы

Омонимы

Понятийные связи

Видовые связи

Родовые связи

Переносное значение

Тавтологии

Звуковые связи

Случайные связи

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Дима Б.

2

3

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

Алина Е.

2

3

2

1

2

Агнесса

1

2

1

2

2

2

1

4

2

Наташа

6

6

1

1

1

1

1

4

3

Женя Н.

2

3

1

1

1

4

2

Слава С.

2

4

1

1

1

4

2

3

1

Никита

3

3

2

Саша Х.

3

4

1

2

1

5

3

Кристин

1

3

1

8

5

Костя П.

6

6

2

2

1

1

1

1

1

Итог

28

37

4

1

7

7

3

5

3

1

4

13

6

33

17

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.