0 -- множественные дисграфические и орфографические ошибки.
3-й класс
45 -- не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 -- допускается до 3 погрешностей недисграфического характера;
15 -- до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;
Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия; 2) за грамматические ошибки на письме.Штрафные баллы для обоих типов ошибок начисляются по следующей шкале:
0 -- отсутствие ошибок;
(-5) -- одна ошибка;
(-10) -- две ошибки;
(-15) -- три и более ошибки.
Максимальная оценка -- 45 баллов.
Исследуются навыки чтения.
Инструкция для учащихся 1-го класса
Прочитай слова:
Мак Флаг
Нож Голубика
Мяч Цирк
Пила Сток
Юг Плащ
Юла Крик
Курица Блеск
Дерево Класс
Собака Ванна
Сапоги Диван
Йод Забор
Индюк
Инструкция для учащихся 2-го и 3-го класса
Прочитай текст. (Для чтения дается текст «Как я ловил раков», А.Н. Корнев, 1997.)
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков свое оружие -- клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому.
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве.
Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!
Для выяснения понимания смысла прочитанного ребенку следует задать 2--3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать.
Оценки
Оценивание происходит по трем критериям.
Критерий скорости чтения
15 -- высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;
10 -- средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;
5 -- низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 -- отсутствие навыка чтения.
Критерий способа чтения
15 -- чтение целыми словами
10 -- послоговое чтение;
5 -- побуквенное чтение;
Критерий правильности чтения
15 -- допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 -- не более 6 ошибок на уровне слова или слога;
5 -- до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;
0 -- множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.
15 -- высокая скорость чтения, 60 и более слов в минуту;
10 -- средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов;
5 -- низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 -- очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов.
15 -- не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 -- не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5 -- до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;
0 -- множественные ошибки на разных уровнях.
Критерий понимания смысла прочитанного
15 -- полное понимание смысла прочитанного;
10 -- неполное понимание;
5 -- фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 -- отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
15 -- высокая скорость чтения, 90 и более слов в минуту;
10 -- средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов;
5 -- низкая скорость чтения, 50--69 слов;
0 -- очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов.
10 -- до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 -- до 6 ошибок без коррекции;
0 -- множественные ошибки.
Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
Максимальная оценка за все задания, проверяющие состояние письменной речи, -- 120 баллов.
Максимальная оценка за весь тест -- 900 баллов.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной стадии: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Ранее выявление подобных нарушений и своевременная коррекция помогают сохранить адаптивность ребенка и подготовить его к обучению в школе. Коррекционная работа проводится в специальных учреждениях, либо в общеобразовательных на логопедических пунктах. Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего, мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно - изучали нарушения звуко-слоговой структуры слова. На базе специального дошкольного учреждения была проведена коррекционная логопедическая работа с обследуемой группой детей. Исследование показало наличие ярко выраженных нарушений звуко слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. В результате коррекционной работы выявленные нарушения звуко-слоговой структуры слова были компенсированы. Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13