II.1 Методика исследования уровня речевого недоразвития
Для обследования детей с моторной алалией мы использовали традиционную методику логопедического обследования.
При составлении данной методики использовались принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р.Е.Левиной, методы обследования нарушений речи, предложенные Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной. Мы адаптировали методику с учетом темы исследования и контингента испытуемых.
Обследование проводилось на базе детского сада «Ромашка». Обследовали мальчика 6-и лет с общим недоразвитием речи (II уровень). Наша методика состояла из семи серий, а каждая серия включала в себя несколько заданий.
Первая серия - обследование артикуляционного аппарата.
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает: обследование его анатомического строения и двигательной функции.
Вторая серия- обследование фонетической стороны речи. В нее входит обследование произношения звуков.
Третья серия-обследование слоговой структуры
Четвертая серия-обследование фонематического слуха.
Пятая серия-обследование звукового анализа слова.
Шестая серия-обследование активного словаря.
Седьмая серия-обследование грамматического строя.
Заключительный диагноз.
II.2. Констатирующий эксперимент, его анализ
1. Губы - норма; зубы - норма (кариес); прикус - норма; строение челюсти - норма; язык - норма; подъязычная уздечка - норма; маленький язычок - неподвижно по средней линии.
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции
А) сомкнуть губы;
Б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу;
В) вытянуть губы в трубочку - «У»;
Г) растянуть губы в улыбке (зубов не видно);
Д) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
Е) многократно произносить губные звуки «Б», «П».
Движения выполняются в неполном объеме.
2. Исследование двигательной функции челюсти.
А) сделать движение нижней челюстью вправо;
Б) влево.
Выполняет правильно.
3. исследование двигательной функции языка
А) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет 1 - 5;
Б) оттопырить правую, а затем левую щеку языком;
В) движение языком вперед - назад.
В мышцах появляются содружественные движения
4. Исследование двигательной функции мягкого неба.
А) широко открыть рот и четко произнести звук «А»;
Б) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
Правильное выполнение.
5. Исследование продолжительности и силы выдоха.
Сдувание бабочек.
Вторая серия- обследование фонетической стороны речи.
Протокол обследования звукопроизношения
Звук
изолированно
В начале слова
В середине слова
В конце слова
В стечении с согласными
Во фразовой речи
С
Щ
Набака
Аши
Нош
Азивик
-
Щети
маешин
Гущь
Пища
З
Жуб
Ажи
Ада
Зеба
Юзей
Маяжана
Ц
Тщ
Тщеб
Аго
Аетч
Шветы
Ш
Сяпка
Машина
Душ
Шишка
Ж
Жук
Ножити
Ч
Чаник
Кучик
Мач
Очки
Щотка
яшина
пащ
Евачи
Р
Иба
Аева
Напой
Мадо
Ебка
Анаики
Дей
Бука
Л
Юк
Ная
Датей
Бейка
Ейка
Аитка
Пый
Пато
Й
Ябоко
М
Мыя
+
Атум
Намай
Н
Носочки
Надсошка
Навай
Танк
Б
Бантик
Абок
Баябан
Д
Дом
Юдочка
Ядуга
В
Вата
Навок
Годики
+_
К
Кошка
Банки
Нагок
Атоки
Г
Губы
Нага
Гна
Х
Наят
Наия
Атух
Хэб
Вид слоговой структуры слова
Оптический раздражитель «Картинка»
Ответы ребенка
Односложные слова
Мак, дом, сыр
Двусложные слова
Рука, роза, лапа
Двусложные слова с закрытым слогом
Сахар, диван, забор
Двусложные слова со стичением согласных
Кукла, утка, арбуз
Односложные слова со стичением согласных
Торт, хлеб
Тот, хеб
Трехсложные слова из трех открытых слогов
Малина, машина
Трехсложные слова с закрытым слогом
Фартук, телефон
Файтук, атофон
Трехсложные слова со стичением согласных
Карандаш, кошелек
Мандаль, аполек
Четырехсложные слова
Светофор, черепаха
Ефой, аспаха
Повторить предложение
На перекрестке стоит регулировщик
Сльчик моит маевчик.
Используемый речевой материал
1.определение фонем:подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других
А,у,ы,о,у,а,о,ы,и
2. подними руку, если услышишь слог со звуком «с»
Ла,ка,ша,со,ны,ма,су,жу,сы,та,си
3. хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж»
Лужа,рука,дорога,живот,молоток,жук,кровать,ножницы
1.определить количество звуков в словах
Ус,дом,роза,баран,ромашка
2. выделить последовательно каждый звук в словах
Мак,зонт,крыша,танкист,самолет
3. сказать в чем отличие этих слов
Оля-Коля,крыша-крыса,трова-дрова
путает
1а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках
Показывает и называет только те предметы, которые ему знакомы
б) называние детенышей животных
в) называние обобщенных слов по группе однородных предметов
Одежда, обувь, фрукты, овощи, деревья, грибы, цветы, животные, мебель, профессия
Не знает: одежда, мебель, профессия.
2. подбор однокоренных слов к словам
Ответ ребенка
1. составление предложения по сюжетной картинке
Мальчик делает посуду, моет.
2. словоизменение: употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах
Единственное и множественное число путает.
Образование уменьшительной формы существительных
Стол - столик
Образование прилагательных от существительных
Стул - из чего?
Затрудняется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6