Рефераты. Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования

p align="left"> Результаты наших исследований можно представить в таблице 1, где оценка профессионализма педагогов осуществлялась в баллах:

2 балла - высокий уровень - отмечается высокий уровень знаний, применение на практике;

1 балл - средний уровень - недостаточное владение знаниями, умениями, навыками, вызывает затруднения в применении на практике;

0 баллов - низкий уровень - отсутствует система знаний, не применяется в практике.

Таблица 1 Результаты оценки профессионализма педагогов на констатирующем этапе

№ п/п

Перечень профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей

Средний балл (0, 1, 2).

1

Знание содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей группы.

1,5

2

Знание методов и приёмов опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

2

3

Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей по опытно-экспериментальной деятельности.

1,5

4

Умение применять метод экспериментирования в разных видах деятельности:

а) занятия познавательного цикла;

1

б) прогулки;

1

в) режимные моменты.

0

5

Грамотная организация развивающей среды, мини-лаборатории.

1

6

Качество подготовки к занятиям.

2

7

Умение грамотно планировать деятельность с применением экспериментирования.

1

8

Знание методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы.

1

Итого:

1,5

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Создание условий для применения данного метода должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. [5]

Таким образом, с точки зрения использования метода экспериментирования, среда должна создавать условия для:

- возможности действий с природным и рукотворным материалом;

- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- усиление интереса к явлениям природы;

- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы базового дошкольного учреждения выделены зоны экспериментирования - мини-лаборатории. Для изучения содержания имеющихся мини-лабораторий, мы использовали критерии, предложенные Л.Н. Прохоровой [16]:

- открытость, доступность детям;

- популярность, степень использования детьми;

- состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы-карточки, фиксация результатов);

- эстетичность материала;

- участие родителей.

С целью получения наиболее полной картины, нами внесены следующие дополнения:

- система расположения материала по разделам («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»);

- наличие приборов-помощников (увеличительные стёкла, весы, безмены, часы песочные, компасы, магниты, лупы);

- разнообразие оборудования по качеству и назначению (пластмасса, стекло, металл - различного объёма и формы);

- наличие спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца);

- наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Оценка зоны экспериментирования осуществлялась в баллах, где

2 балла - высокий уровень - полное соответствие заявленному критерию;

1 балл - средний уровень - частичное соответствие;

0 баллов - низкий уровень - несоответствие.

Итоги исследования занесены в таблицу 2.

Таблица 2 Оценка зоны экспериментирования по группам

№ п/п

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

2 мл.гр

Ср.гр.

Ст.гр.

подг. гр.

1.

Открытость, доступность детям.

2

2

2

2

2.

Популярность, степень использования детьми.

0

0

0

0

3.

Состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы-карточки, фиксация результатов).

1

1

1

1

4.

Эстетичность материала.

2

2

1

1

5.

Участие родителей.

2

2

2

2

6.

Система расположения материала по разделам («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»).

0

1

0

1

7.

Наличие приборов-помощников (увеличительные стёкла, весы, безмены, часы песочные, компасы, магниты, лупы).

1

1

1

1

8.

Разнообразие оборудования по качеству и назначению (пластмасса, стекло, металл - различного объёма и формы).

1

1

1

1

9.

Наличие спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца).

0

0

0

0

10.

Наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

0

0

0

0

Итого:

0,9

1

0,8

0,9

Анализ предметной среды дошкольного учреждения позволяет сделать вывод о том, что в каждой группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

Однако выявлено, что их содержание не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование во 2-й младшей и старшей группах расположено хаотично и бессистемно: не предусмотрено наличие необходимых для систематизации материала разделов («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»). В средней и подготовительной группах разделение оборудования частичное. Имеющиеся в наличии приборы-помощники (увеличительные стёкла, безмены, компасы, магниты, лупы) не в полной мере соответствуют требованиям, так как по количеству не рассчитаны на подгруппу детей. Отсутствуют во всех группах приборы для измерения массы и времени.

Во всех группах не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Недостаточное внимание уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Не в полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: тематические перспективные планы работы имелись в 2-х группах, карточки-схемы проведения экспериментов и опытов - в 3-х группах, во всех группах отсутствует фиксация результатов.

С целью определения популярности и степени использования детьми оборудования мини-лабораторий, мы применяли метод наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. В процессе наблюдения выявлено, что часть детей не проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, часть детей использует оборудование не по назначению. Таким образом, в самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование не находит отражение.

Опираясь на труды исследователей экспериментальной деятельности дошкольников [16], мы оценивали формирование навыков экспериментирования по следующим показателям: отношение к экспериментальной деятельности; целеполагание; планирование; реализация; рефлексия.

Для более точного отслеживания динамики развития навыков экспериментирования детей дошкольного возраста, было использовано качественное описание этих уровней (Приложение 10).

Итак, результаты изучения уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, позволили констатировать следующее:

Высокий уровень был зарегистрирован только у 4,2% детей, средний - 33,3% детей, уровень ниже среднего показали 62,5% детей. Результаты констатирующего эксперимента по определению уровней овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования

Т.о., для широкого применения метода экспериментирования в практику ДОУ, необходимо перестроить работу с кадрами, повышая квалификацию педагогов, их теоретический уровень, развивая потребность в преобразовании воспитательно-образовательного процесса, решению данной проблемы, будет способствовать ряд организационно-методических мероприятий, направленных на применение педагогами ДОУ метода экспериментирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.