Результаты изучения исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников показали необходимость поиска педагогических условий, при которых будет обеспечена эффективность освоения воспитателями данного метода. Таковыми педагогическими условиями выступают:
- формирование мотивации педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;
- осуществление обогащения, систематизации и интеграции знаний о данном методе обучения;
- включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.
С целью реализации данных условий, нами была разработана рабочая программа семинара для педагогов «Экспериментирование как метод развивающего обучения дошкольников».
Основное назначение настоящего семинара состоит в том, чтобы обеспечить готовность педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения.
Задачами, решаемыми в процессе преподавания семинара, являются следующие:
1. Сформировать мотивацию педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;
2. Осуществить обогащение, систематизацию и интеграцию знаний о данном методе обучения;
3. Обеспечить включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.
Курс семинара «Экспериментирование как метод развивающего обучения» состоит из трёх разделов - «Введение в предмет», «Экспериментирование - активный метод развивающего обучения дошкольников», «Содержание работы по использованию метода экспериментирования».
Первый раздел выполняет вводную функцию. Он даёт общее представление о предмете, целях и задачах курса, характеристике содержания и его практической значимости.
Второй раздел направлен на углубление и систематизацию знаний у педагогов основных классификаций методов, характеристик активных методов обучения дошкольников.
В последнем разделе курса рассматриваются психофизиологические основы развития экспериментирования как деятельности, своеобразие использования метода экспериментирования в разных возрастных группах, определяется содержание работы по использованию данного метода обучения.
При изучении спецсеминара применяются различные формы методической работы: проблемные лекции, теоретические семинары и практикумы, творческие группы, педагогические советы, групповые и индивидуальные консультации, смотры-конкурсы, деловые игры.
На лекционных, семинарских, практических занятиях углубляются и конкретизируются теоретические и методические положения спецсеминара, применяются современные профессиональные технологии (проблемные, исследовательские, деятельностные, личностно-ориентированные).
Структура, содержание и логика построения спецсеминара направлены на реализацию интегративного (интеграция теоретической и профессионально-практической подготовки) и функционально-деятельностного подходов (организация различных видов деятельности, максимально приближенных к реалиям профессинально-педагогической деятельности).
В качестве предполагаемого результата семинара предусматривается владение педагогами:
- умением видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности экспериментальной деятельности дошкольников, анализировать, прогнозировать результат своей деятельности по применению метода экспериментирования, проектировать и планировать его;
- умением отбирать содержание экспериментальной деятельности и адаптировать информацию адекватно возрастным и психологическим особенностям дошкольников;
- умением организовывать экспериментальную деятельность дошкольников в педагогическом процессе;
- умением применять метод экспериментирования разных в видах деятельности детей;
- умением целесообразно создавать условия для исследовательской деятельности дошкольников (предметную среду и жизненное пространство дошкольников);
- умением создавать эмоционально-положительный климат в детском коллективе, творческую атмосферу в процессе экспериментирования;
- умением анализировать и критически оценивать полученные результаты освоения дошкольниками экспериментальной деятельности с точки зрения эффективности, обобщать их, вносить коррективы.
2.4 Результаты опытно - экспериментальной работы
Основной целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы является перепроверка правильности теоретических выводов, их коррекция и уточнение. Для выявления результативности спецсеминара, мы провели повторное диагностирование педагогов и детей, при этом использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
Анкетирование педагогов, проведённого с целью определения их мотивационной готовности к применению метода экспериментирования, показало следующие результаты:
- 100 % опрошенных внесли в воспитательно-образовательный процесс определённые новшества (внедрение новых программ - 45 %, технологий - 55 %);
- 63 % педагогов отметили, что применение новшеств было направлено на решение проблем по повышению познавательной активности дошкольников, 37 % - по решению проблем выражения и отработки эмоциональных состояний у детей;
- все опрошенные (100 %) отметили, что с применением новшеств достигнуты лучшие результаты;
- 46 % воспитателей выразили мнение, что дети, с применением новшеств, стали более активными, 54 % отметили, что повысился уровень познавательного интереса воспитанников, усилилась их познавательная самостоятельность;
- на вопрос «что Вы ждёте от участия в инновационной деятельности?» все педагоги отметили, что ждут личного удовлетворения своим трудом, 74 % - ждут лучших результатов своей работы, 26 % - ожидают общественного признания;
- по мнению опрошенных, из вышеназванных ожиданий подтвердились ожидания у 65 % педагогов.
Таким образом, все педагоги имеют представления о новшествах и инновациях, отмечают позитивные стороны применения нового, считают целесообразным их применение, у основной части воспитателей применение новшеств подтвердило ожидаемые результаты.
Беседа с педагогами, направленная на выявление профессиональных знаний и умений по использованию метода экспериментирования показала, что все педагоги владеют знаниями содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей возрастной группы, ориентируются в применении эффективных методов и приёмов при организации опытно-экспериментальной деятельности детей, умеют объективно диагностировать знания, умения и навыки дошкольников по экспериментированию, применяют метод экспериментирования в разных видах деятельности - на занятиях познавательного цикла, на прогулках, в режимных моментах и самостоятельной деятельности. Все педагоги отмечают, что систематически планируют применение метода экспериментирования с периодичностью 2-3 раза в месяц.
Данные анкетирования, по определению практической готовности педагогов к использованию рассматриваемого метода, позволяют сделать вывод о том, что все воспитатели осознают широкие возможности применения данного метода для развития познавательной активности дошкольников; применяют в педагогической деятельности разные формы экспериментирования - познавательную (направленную на получение новых знаний) и продуктивную (направленную на получение новых конструкций, рисунков, сказок и пр.); поддерживают познавательный интерес дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности через сотрудничество и совместную деятельность с ребёнком, оказание эмоциональной поддержки.
В ходе наблюдения за деятельностью педагогов выявлено, что на занятиях познавательного цикла, а также в самостоятельной деятельности дошкольников, педагоги используют методы развивающего обучения, в том числе и экспериментирование; воспитатели предоставляют детям больше самостоятельности, поддерживают их инициативу; предоставляют воспитанникам право выбора (оборудования, видов деятельности и пр.).
Результаты наших исследований можно представить в таблице 3
Таблица 3 Результаты оценки профессионализма педагогов на контрольном этапе
№ п/п
Перечень профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей
Средний балл (0, 1, 2).
1
Знание содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей группы.
1,9
2
Знание методов и приёмов опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3
Умение объективно диагностировать знания, умения и навыки детей по опытно-экспериментальной деятельности.
4
Умение применять метод экспериментирования в разных видах деятельности:
а) занятия познавательного цикла;
1,8
б) прогулки;
в) режимные моменты.
5
Грамотная организация развивающей среды, мини-лаборатории.
6
Качество подготовки к занятиям.
7
Умение грамотно планировать деятельность с применением экспериментирования.
8
Знание методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Итого:
1,94
Таким образом, данные таблицы свидетельствуют о том, что по всем показателям средний балл оценки знаний, умений и навыков педагогов по применению метода экспериментирования достигает высокого уровня.
Умение воспитателей создавать и поддерживать условия для детского экспериментирования были определены через оценку зон экспериментирования по группам, результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Оценка зоны экспериментирования по группам (контрольный этап)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
2 мл. гр.
ср. гр.
ст.гр.
подг. гр.
1.
Открытость, доступность детям.
2.
Популярность, степень использования детьми.
3.
Состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы-карточки, фиксация результатов).
4.
Эстетичность материала.
5.
Участие родителей.
6.
Система расположения материала по разделам («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»).
7.
Наличие приборов-помощников (увеличительные стёкла, весы, безмены, часы песочные, компасы, магниты, лупы).
8.
Разнообразие оборудования по качеству и назначению (пластмасса, стекло, металл - различного объёма и формы).
9.
Наличие спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца).
10.
Наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.
Анализ предметной среды дошкольного учреждения позволяет сделать вывод о том, что в каждой группе созданы необходимые условия для применения метода экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования. Содержание мини-лабораторий соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование расположено по разделам («Вода», «Воздух», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Почва», «Свет», «Звук»). Во всех группах предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Воспитатели уделяют внимание применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности. В полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: имелись в каждой группе тематические перспективные планы работы, карточки-схемы проведения экспериментов и опытов, фиксация результатов.
Сравнительные результаты оценки содержания зон экспериментирования в группах представлены на рисунке 2.
Рис.2. Динамика организации зон экспериментирования
Данные рисунка 2 подтверждают тенденцию повышения уровня умений педагогов создавать и поддерживать условия, необходимые для осуществления детьми экспериментальной деятельности.
С целью определения популярности и степени использования детьми оборудования мини-лабораторий, мы применяли метод наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. В процессе наблюдения выявлено, что часть дети проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, используют оборудование по назначению. Таким образом, в самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование находит своё отражение.
Изучение уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, позволили констатировать следующее:
Высокий уровень был зарегистрирован у 20,8 % детей, средний - 37,5 % детей, уровень ниже среднего показал 41,7 % детей. Результаты констатирующего и контрольного экспериментов по определению уровней овладения детьми дошкольного возраста деятельностью экспериментирования представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика уровней сформированности навыков экспериментирования у детей
Итак, анализ данных контрольного эксперимента показал, что уровень готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
Заключение
Проведено теоретико-экспериментальное исследование по теме «Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников».
Проблема готовности педагога далеко не нова, между тем мы обратились к ней в связи с поиском конкретных педагогических условий формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников. Осмысление выявленной проблемы потребовало теоретического анализа и разработки следующих вопросов: сущность экспериментирования, структура и содержание готовности педагогов к использованию метода экспериментирования; особенности процесса ее формирования и педагогические условия эффективного формирования. Изучение методической, психолого-педагогической и периодической литературы позволило нам определить стратегию опытно-экспериментальной работы.
Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе было предпринято комплексное изучение уровня готовности педагогов к применению экспериментирования как метода обучения дошкольников.
На содержательно-деятельностном этапе реализовывались педагогические условия формирования готовности педагогов к использованию метода экспериментирования. Ориентация воспитателей на применение экспериментирования как метода обучения детей и формирование у дошкольников навыков экспериментальной деятельности осуществлялась через осмысление педагогами ценности данного метода развивающего обучения, осознание собственных возможностей для применения методов развивающего обучения педагогов.
Использование многообразия методов и форм обучения в ходе теоретических и практических занятий спецсеминара, их активный характер, обеспечили интерес к проблематике методов развивающего обучения, систематизацию, обогащение и интеграцию знаний, выработку умений, необходимых для применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.
Включение педагогов в активную исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность способствовало осознанию важности осуществления исследовательской и проектной деятельности в области применения активных методов обучения дошкольников; проявлению стремления к самостоятельной и творческой работе по применению метода экспериментирования и на основе её результатов - осуществлять дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
На результативно-оценочном этапе была выявлена положительная динамика уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
2. Готовность педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста - это интегративное образование личности, соединяющее в себе мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.
3. Эффективность формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста обеспечивают педагогические условия:
- формируется мотивация педагогов на использование экспериментирования как метода развивающего обучения;
- осуществляется обогащение, систематизация и интеграция знаний о данном методе обучения;
- обеспечивается включение педагогов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по использованию данного метода обучения.
Результаты исследования дают основания сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
Список литературы
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Сб. науч. трудов. - М., 1991.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982 - 1984.
5. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.
6. Дошкольная педагогика / Под. ред. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 2002.
7. Дошкольная педагогика (конспекты лекций). / Авт.-сост.: Титов В.А. - М.: «Приор-издат», 2002.
8. Занина М.И. Педагогическое мастерство. - М., 2005.
9. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2005.
10. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М., 2005.
12. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть I. - Ростов-н/Д.: Издательство «Учитель», 2002.
13. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации / Авт.-сост.: М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
14. Курсовые и выпускные квалификационные работы по дошкольной педагогике, теории и методики дошкольного образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.В. Стерликовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004.
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.
16. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под. ред. В.С. Кукушина. - М., 2004.
17. Подласый И.П. Педагогика: учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996.
18. Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1.
19. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
20. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием современной школы. - М., 1993.
21. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2004.
22. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М., 2003.
23. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: - Народное образование, 1998.
25. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. - М., 1989.
26. Словарь современного русского литературного языка. Т.3. - Г-Е. - М.-Л., 1954.
27. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7