При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и школы.
1.2 Гуманизация образования: основные направления
Ускорение развития является существенной и специфичной чертой всего общественного процесса. Система образования в этом смысле не исключение. Инновационные процессы, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств, в силу такого единства способны значительно ускорить процессы обновления школы, системы образования в целом.
Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д.Ушииского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже - бурлить в тех пределах, которые для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке не допустима. Ученики могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения, обсуждать возникающие ситуации. Обычным способом общения должен стать непринужденный диалог с передачей инициативы детям.
Целые десятилетия в методике официально "признан" принцип сознательности, но на практике обнаруживается, что ученики вместо сознательного усвоения учебного материала зазубривают подготовленные тексты по теме, диалоги и т.д. или вообще его не знают. Реализация принципа активности сводится, как правило, к тому, что ученик активен в том случае, если его спрашивает учитель. Можно было бы привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что выдвигаемые в методике иностранного языка принципы обучения играют лишь роль некоторых субъективных ориентиров при отборе содержания и его подаче учащимся. Их авторов объединяет одно -- преимущественная ориентация на процесс обучения с точки зрения преподавательской деятельности учителя и в меньшей степени -- на специфику деятельности ученика по усвоению изучаемого языка, а также игнорирование или недооценка объективной сущности процесса обучения иностранного языка как процесса взаимодействия (общения) его субъектов. И если мы хотим, чтобы процесс обучения ИЯ приближался по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной языковой ситуации, то есть был бы в полном смысле коммуникативным, то мы "...призваны создать в аудитории микромир окружающей нас жизни со всеми реальными, межчеловеческими отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка". Это диктует необходимость рассматривать реальный учебный процесс как "особым образом организованное общение или особую разновидность общения", важной функцией которого выступает установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом. При этом учебный процесс есть процесс взаимодействия, то есть процесс совместной согласованной деятельности его субъектов. Результатом такого взаимодействия является освоение учащимися речевого опыта в новом для них языке и приобщение с его помощью к новой культуре и национальным традициям в их сопоставлении со своим национальным и речевым опытом в родном языке. Это дает основание при определении закономерностей обучения (преподавания и изучения) иностранного языка(ИЯ) ориентироваться как на общую образовательную концепцию, в центре которой находится личность ученика, а в условиях обучения иностранного языка -- вторичная языковая личность, так и на общие закономерности усвоения ею (личностью) ИЯ в условиях взаимодействия с субъектами учебного процесса.
В настоящее время исходным во взаимоотношениях между государством и личностью является понимание последней как субъекта истории, активного деятеля. Общество конституционно провозглашает приоритетность своих граждан как субъектов социальной жизнедеятельности. Новая парадигма отношений между государством и личностью обусловливает внедрение новой философии образования, требующей, в свою очередь, проведения новой образовательной политики .
В соответствии с этой идеологией качество современного образования определяется не только неким объемом знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к постоянному возобновлению информативного диалога с окружающей его социальной средой, мобильным и свободным в своих поступках, ответственным за принимаемые решения
Наряду с гуманитаризацией образования, как одной из составляющей из всего комплекса мер гуманизации, в качестве других основных путей ее действительного осуществление можно рассматривать следующие направления:
1) Внедрение в саму ткань образовательного процесса личностно-деятельного подхода, предполагающего изменение схемы учебного взаимодействия, роли преподавателя по отношению к обучаемому субъекту, индивидуализацию программ обучения.
2)Осуществление целостной программы формирования чувств общественного достоинства обучаемых, посредством систематической работы над такими его компонентами, как чувство личной защищенности; чувство принадлежности к учебному сообществу.
3. Обеспечение нормативно- правовой грамотности обучаемого, как субъекта и будущей профессиональной деятельности, знающего свои гражданские права, умеющего их защищать и отстаивать.
4.Создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих социально-психологическую помощь школьникам, учителям, преподавателям, студентам и родителям.
Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:
1 Гуманизация целей образования- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека
2. Гуманизация содержание образования- реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования* этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.
3. Гуманизация методов обучения - гуманистический подход к организации учебно-позновательной деятельности учащихся, как субъекта учебного процесса. Разработка личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях. Видение учителем ученика, как полноправного члена общества со своими определенными целями, способностями и интересами.
4.Гуманистически - ориентированный подход к определению организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.
5.Гуманистический подход к формулированию критериев оценки результатов образования. Оценке труда учителей, преподавателей, воспитателей и образовательных учреждений в целом.
Личностно-ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития, личностные структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Чтобы практически проиллюстрировать это положение, приведем в качестве примера результаты проведенного J.Lompscher анализа двух возможных образовательных парадигм: обучение как "передача знаний, навыков и умений" и обучение, нацеленное на "свободное раскрытие личности"
Обучение как передача знаний навыков и умений
Обучение как свободное раскрытие личности
на уровне целeполагания:
Передача учебного содержания: знаний, умений, достижение планируемых нормативов
личностное развитие, способность к деятельности.
на уровне взаимоотношений учителя и ученика:
ученик -- объект, "переработчик информации";
учитель -- субъект, активно действующее лицо
ученик -- субъект, активно действующее лицо; "
учитель -- помощник, консультант.
с точки зрения качества учения/изучения:
ориентировано на учителя, жестко управляемое;
рецептивно- репродуктивно; учение через "научение"
ориентировано на ученика;
свободное, спонтанное продуктивное; учение в ходе выполнения какого-либо дела
С точки зрения отдельных особенностей преподавательской деятельности определение целей:
жесткая зависимость между целью, содержанием обучения и учения и их и методами; принятие целей учащимися
взаимосвязь между целями обучения и учения и их реализацией; постановка целей самими учащимися
дидактическое планирование
Ориентировано на учебный материал, учебные действия
ориентировано на анализ и ситуации усвоения предмета
реализация дидактических действий
Направленность на логику и систематику учебного предмета;
Обязательное содержание;
Дисциплина, прилежание, напряжение; проявление личной инициативы учащегося мешает учителю
Направленность на логику мира ребенка, его индивидуальные особенности;
Факультативное содержание;
Творческий беспорядок, удовольствие и радость; проявление личной инициативы учащегося желательно
Самоконтроль и самоанализ
Направлены на репродукцию(воспроизведение) знаний и умений; реализация того что запланировал учитель
Направлены на способность осуществлять деятельность и анализ результатов последней; стимулируют активность ученика
Личностно-ориентированная направленность образования коренным образом меняет его (образования) содержание, которое должно:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9