Систематическая организация игровой познавательной деятельности позволяет разрешить противоречие между современными требованиями .дидактики в организации высокого уровня мотивации и формировании сознанной потребности в усвоении знаний и умений и традиционными формами организации учебных занятий, направленных на передачу готовых знаний. Безусловно, любая технология включает в себя определенные средства, активизирующие деятельность учащихся. Но игровая замечательна тем, что эти средства составляют сё главную идею и фундамент достижения положительных результатов. Во всём многообразии современных форм преподавания на первом месте в паре учитель-ученик поставлен учитель: он планирует путь обучения ученика, и выбирает методику и средства обучения и т. д. Происходит как бы постоянное давление на личность ребенка. Более перспективно в настоящее время личностно-ориентированное обучение, (центре внимания которого целостная уникальная личность, стремящаяся
К самоактулизации, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основополагающей теорией личностно-ориентированного обучения является теория педагогики сотрудничества. В настоящее время данная теория не воплощена в конкретную модель как целостная технология. Педагогика сотрудничества рассматривается как особый тип «пронизывающей» технологии. Игра - это один из преобладающих методов педагогики сотрудничества.
Выше было отмечено, что организация игровой деятельности является одним из наиболее эффективных путей формирования познавательного интереса в обучении иностранному языку. Но необходимо четко понимать, что познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он влияет различными своими сторонами. Часто в педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников. Однако, внешние стимулы могут вызвать временное состояние заинтересованности и не окажут необходимого влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого материала. Следовательно, нельзя 'трактовать познавательный интерес только внешней стороной его влияния на школьника, понимать его только как средство обучения. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда он используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения. При использовании игровых технологий необходимо также учитывать, что элементы занимательности, присущие любой игре, рассматриваются как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого. Такие элементы игровой деятельности как новизна, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Наиболее существенным проявлением познавательного интереса является то, что выступает как ценнейший мотив учебной деятельности и имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:
o познавательный интерес раньше других осознается школьниками;
o более точно выражает мотивацию учения;
o более доступен для наблюдения;
o как мотив личности имеет меньшую ситуативную прикованность;
взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости. Последнее преимущество учитывать особенно важно, так как самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами, взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы. Познавательный интерес лежит в основе познавательной направленности личности, проявлениями которой являются такие качества личности как пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности, жажда знаний.
Разработка и проведение дидактических игр предполагает обязательность учёт возрастных особенностей учащихся. Успех в обучении иностранному языку школьников младших классов может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету, среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения, сказки, музыка и наглядность. А все это помогает повысить качество обучения, добиться лучших результатов.
Игра очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра - прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учится.
Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст взросления. У подростков нет той непосредственности восприятия явлений окружающей действительности, как у младшего школьника, поскольку его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относится к ценностям науки, собственной деятельности. Их познавательные интересы неоднородны, они могут отличаться и в предметной направленности, и в уровне развития, и в самом, характере. По интересам подростков можно разделить на теоретиков стремящихся проникнуть в истины, познать причины, закономерности, единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний и.т.д.
Использование на уроках ИЯ, разнообразных сюжетных игр позволяет учитывать данные особенности подростков. В старших классах у учащихся появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя, учёного, журналиста, судьи и т. д.
Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Ученик выступает как активный участник, субъект организации игры.
Трудоемкость. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, освоению способов решение задач и т.д. Только в этом случае она будет является обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой - определенную трудность при составлении проведении дидактической игры. Впервые моменты все внимание учащихся сосредоточенно на игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученики не заметно для себя постепенно включался в процесс изучения какого-либо материала. Важно создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддержал бы интерес учащихся в течении всей игры. В процессе работы освоена технология игрового обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов игр. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр (ролевых, деловых)-как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку
Результативность. При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
o формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
o вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
o создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
o повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
o в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания; *
o развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах.
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Виды игр.
Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам относятся: урок-конференция, пресс-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок - заочное путешествие, урок защиты профессий и так далее .
Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель - совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи (говорения и слушания).
Ролевые игры. Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на иностранном языке называют урок - ролевую игру .
Обучающие возможности урока - ролевой игры велики и заключаются в следующем:
1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.
2. Урок - ролевая игра, а также ролевая игра как фрагмент урока, обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.
4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала - эмоции, связанные с определенными фразами и ситуацией создают благоприятные условия для запоминания.
5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Ф.М.Рабинович, а также Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская - авторы “Настольной книги преподавателя иностранного языка” отмечают, что ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и повышает качество овладения им.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9