Рефераты. Литературный вечер "Промелькнувший метеор", посвящённый 175-летию со дня рождения Шокана Уалиханова

p align="left">Звучит радостный кюй.

III. Шокан Уалиханов - путешественник-географ.

(стол № 2)

Ведущий 2: Сибирский кадетский корпус считался одним из лучших заведений России того времени. В 12 лет Шокан поступил в Омский кадетский корпус, где поразил преподавателей своими успехами в учёбе. Шокан пришёл в кадетский корпус, не зная русского языка. Педагоги с удивлением замечали в мальчике быстро растущие таланты будущего исследователя и учёного.

1) Сцена на английском языке. Shokan Ualikhanov is at the Omsk Military College.

Author: The maths teacher enters the classroom and begins to explain the task. Shokan is at the last desk alone. He doesn't notice anyone. His thoughts are far away.

Teacher: Ualikhanov!

(Shokan stands up).

Teacher: Why are you not ready for the lesson? Do you think you know maths better than others?

Shokan: No, I don't. What do I need math for? I have been studying it for many years and I don't understand it at all. Do you think I understand it now?

(Mates laugh)

Teacher: Come along!

(They go out of the room)

Author: Children are afraid that Shokan is lead to the kartser. But teacher lead Ualikhanov to his study. He seats Shokan at table and puts new issues of «Sovremennik» in front of him. Shokan begins to look these magazines through. He is so interested in them that he doesn't pay attention his teacher. The teacher goes out and leaves Shokan alone.

Ведущий 2: В 19 лет Шокан успешно закончил кадетский корпус и в соответствии с семейными традициями, стал российским офицером, исполняющим поручения царской администрации.

Ведущий 1: Но одновременно его увлекали вопросы истории, географии и экономики казахских степей и соседних стран. Его манила идея дальних путешествий и научных исследований. Шокан приступает к осуществлению своей заветной мечты…

Ведущий 2: После окончания кадетского корпуса Уалиханов работал в аппарате генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта, принял активное участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и иссык-кульских киргизов к России. С целью пресечь влияние Кокандского ханства в Семиречье царская администрация привлекла молодого казахского офицера к переговорам с местным населением. Выполняя эту миссию, Шокан одновременно использовал свои поездки для изучения географии, истории, обычаев и быта казахов и киргизов.

Ведущий 1: С 19-летнего возраста до 22-х лет он путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, Киргизии. Шокан много путешествует вместе с выдающимся учёным-географом П.П.Семёновым - Тян-Шанским. И по его рекомендации Шокан Уалиханов становится членом научного Российского географического общества.

Ведущий 2: В возрасте 22-х лет Шокан совершает свою знаменитую полную опасностей поездку в Кашгарию. Кашгар был закрыт для учёных и охвачен народной смутой. Иноземцев в Кашгаре в любую минуту могла ждать смерть. Для Шокана Уалиханова была тщательно разработана легенда о купце Алимбае, отец которого якобы уехал в Россию и умер, а сын теперь стремится вернуться на родину в Кашгар. И всё-таки путешествие было крайне опасным. Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему навстречу и спас учёного от неминуемой гибели.

2) Сцена про купца

(Появляются кашгарцы - слуги мятежного султана Валихана; на сцену выходит Шокан, притворяющийся Алимбаем. Слуги султана его подозрительно разглядывают).

Слуга 1: Опять чужак!!! Да что ж это такое ?!

Всеславному Кашгару нет покоя!!!

Слуга 2: Султана милость известна иноземцам!.. Эй, чужак!

А, может быть, ты и Кашгару враг?!

(Шокан смиренно кланяется):

Я Алимбай - Мурза, простой купец!

Кашгарцем был мой умерший отец!

Вернулся я на родину свою!

Кашгару я вреда не причиню!!!

Слуга1: Посмотрим! Ты пока под подозреньем!!!

Оставь свои пустые уверенья!!!

Слуга 2: Тебя, чужак, нам велено стеречь!

Глядишь, укоротим тебя до плеч!!!

(Слуги султана, смеясь, уводят его со сцены).

Ведущий 1: Шокан почти не знал русского языка. В Омском кадетском корпусе он самостоятельно овладел русским, французским, арабским, английским, уйгурскими языками. Человек острого ума, огромного таланта - Шокан Уалиханов не знал покоя. Ему нужно было определить своё место в жизни, решить, как он сам говорил, гамлетовский вопрос «быть или не быть?»

В Англии с именем Шокана Уалиханова связано много воспоминаний. И в память о его трудах мы предоставим вам современный географический реп.

3) Geography Rap.

4) Сцена «Бунт».

(Два воина выволакивают на сцену Шокана, вырывают у него из рук дорожный мешок).

Шокан: В чём провинился я?! Ведь я простой купец!

Живу торговлей, как и мой отец!

Воин 1: Купец?! А где же твой товар, скажи?!

Что ты наторговал, - нам покажи!!!

(Воины вываливают из мешка на пол книги, тетради, листы с путёвыми заметками и разглядывают их, постепенно опять наполняя мешок…).

Воин 2: И это вот товар?! Да ты же врёшь!!!

Но нас, обманщик, ты не проведёшь!!!

Воин 1: Тетрадочки!.. Записочки!.. Вот он:

Наёмный соглядатай и шпион!!!

Хватай его!!!

(Воины выворачивают Шокану руки и хватают его за плечо)

Воин 2: За всё ответит он!!!

Знай, на рассвете будешь ты казнён!!!

Ведущий 2: А затем был Петербург и блестящий доклад Уалиханова в географическом обществе. Началась интенсивная, общественная и литературная деятельность. Перед молодым учёным открывалась возможность успешной карьеры.

Ведущий 1: «Знакомства с купцами разных племён, - пишет Шокан, - и из различных стран доставили мне много маршрутов, этнографических, статистических и, торговых сведений о соседних странах». Заслуги учёного-путешественника были отмечены производством его в чин штаб-ротмистра, орденом Святого Владимира 4 степени денежной наградой 500 рублей серебром.

Звучит кюй.

IV. Шокан Уалиханов - этнограф-востоковед.

(стол № 3)

Ведущий 2:

Его влекли новые открытия, он не мог жить без друзей. Своему другу, Ф.М.Достоевскому Шокан доверял свои сокровенные мысли и намерения. Достоевский поддерживал Шокана своими советами, особенно когда он останавливался на распутье: «Вы бы могли так устроить свою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например, не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть не первым из своих, который бы растолковывал в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России».

«Досына хат» (Ф.Достоевскийге)

Сана?та ?лт бол ?осылып,

Ел болса деп ем ?здегей.

?аза?ты ?зге ел басынып,

Болмасын деп ем ??л, кедей.

Шар?а т?стім, ма?сатым -

Бас?ару болып ?лкені.

Шы?арсам дедім жа?сы атын,

Ел етіп ?скен ?ркені.

Жастарды тартып білімге,

Бай етсем деп ем кедейді.

Алыс, жа?ынды білуге,

Талпын ?андар к?бейді.

Сцена о вольнолюбии Шокана, со слов друга Потанина Г.Н.

Автор:

Однажды на майском параде какого-то молодого князя толкнул простолюдин в сером кафтане.

Князь (брезгливо): Что это не почистят публику!

Шокан (быстро говорит князю): А вы читали, как Разин чистил публику?

Автор: Только что вышла статья Костомарова о Степане Разине, и Шокан со свойственной ему живостью подхватил её.

Ведущий 1: Шокану Уалиханову были присущи свои противоречия, колебания просветителя-демократа. Он выставляет свою кандидатуру на выборах в старшие султаны Атбасарского округа. Чиновники, богатые степные воротилы сделали так, что Шокана забаллотировали. Были пущены в ход подкупы, клевета и другие испытанные средства. Образованный правитель в лице Шокана оказался неугоден властям и богатеям: «Он, мол, держится равенства…, не верит в бога и с Магометом он в личной вражде».

Ведущий 2: «Народ он свой любил… он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой», - писал Г.Н.Потанин. Шокан тяжело переживал духовный разлад, расхождение с родичами и искал друзей-единомышленников среди учёных, писателей, общественных деятелей. Шокан не стал профессиональным литератором. В историю казахской литературы он вошёл как просветитель, чьи идеи в последующие десятилетия глубоко проникли в казахскую поэзию и раннюю прозу.

Шо?ан?а (М?т?ллап ?ан?ожин)

?аза?тын к?гінде,

?лемні? т?рінде,

Жар?ырап, жайна?ан

Ж?лдыздай к?рінді.

Дарын?а ба? тілеп,

Айтылып а? тілек,

?ылымны? шы?ында ол

?анатын ?а?аты деп.

Масайрап, ма?танып,

Мар?айды ел шаттынып,

Сарыар?а к?сілді,

Н?рына ?а?талып.Бал к?ннен ??лпырып,

Білімге ?мтылып,

Орысша ?нерге,

?ылым?а ??лшынып.

?асырдан ?асырлар,

Ж?мба?ты жасыр?а?

?аш?арды? ?а?пасын

Ешкім жо? аша ал?ан.

Сцена «Шо?ан мен Са???ла? шешен» (Б.Адамбаев)

Жазда ауылына демалыс?а келіп жат?ан Шо?ан Са???ла? шешенді ?она??а ша?ырып, бірнеше к?н оны? та?ылымды ??гімелерін ты?дайды. ??гімелесіп отырып жас Шо?ан ?она??а тосын с?ра? ?ояды:

- А?са?ал, біреу жолдан адасса, кімнен а?ыл с?райды?

- Шыра?ым, к?неден с?райды, - дейді шешен.

- К?не адасса, кімнен с?райды?

- К?не адасса, к?ргендіден с?райды.

- К?ргенді адасса, кімнен с?райды?

- К?ргенді адасса, к?птен с?райды.

- К?п адасса, кімнен с?райды?

- К?п адасса, к?п о?ы?аннан с?райды.

- К?п о?ы?ан адасса, кімнен с?райды?

- К?п о?ы?ан неге адассын! ?лгінде ?ана Сатыбалдыны? Жаман??лына к?діктеніп, оны? ?мбет?лі жырау туралы дастанын ?зі? де менен с?рап аны?тап ал?ан жо?пысын? - дейді шешен.

Содан со?:

Асылы, а?ыл - адамды аздырмайтын ем.

Білім - таусылмайтын кен!

Адамны? басшысы - а?ыл,

Жетекшісі - талап,

Шол?ыншысы - ой,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.