Соблюдение рассмотренных условий способствует максимальному облегчению слухового восприятия на начальных этапах работы.
Одновременно с медицинскими и организационными мероприятиями проводится работа по развитию понимания речи, активизации слухового внимания и тренировке слуховой памяти. Вслушиваясь в речь логопеда, дети выполняют различные игровые действия с игрушками и предметами.
Эти упражнения способствуют не только обогащению словарного запаса детей, но и активизируют их интерес к речи как средству познания окружающего мира, формируют мотивацию общения (деловые, познавательные и личностные мотивы). Как известно, формирование мотивов, т.е. личностного побуждения к определенной деятельности, лежит в основе речевой деятельности (В.К. Воробьева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов и др.).
Выявив на первом этапе речевые и слуховые возможности детей, установив с ними контакт и вызвав интерес к речевому общению, следует переходить к следующему этапу коррекционной работы.
Второй этап -- дофонемный -- включает 15-17 занятий.
Целью второго этапа является формирование у детей неречевого слуха, включающем развитие слуховых ощущений и восприятия.
Для достижения поставленной цели проводятся мероприятия лечебно-профилактического и коррекционно-педагогического характера (логопедические занятия). Логопедические занятия организуются в условиях, максимально облегчающих слуховое восприятие, созданных на предыдущем этапе.
При разработке содержания логопедических занятий важно учитывать:
1. Соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и уровней громкости) слуховым возможностям детей.
В соответствии с частотным диапазоном неречевых звучаний и уровнями интенсивности звуковой активности (т.е. громкости) следует считать, что дети, имеющие снижение слуха до 25 дБ, способны воспринимать большинство неречевых сигналов, так как их уровни интенсивности соответствуют, в основном, 30-120 дБ.
2. Значимость звукового материала, т.е. соотнесенность с конкретным предметом, действием или их изображением.
3. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным.
4. Постепенность нарастания сложности неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.
5. Разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры т. д.).
6. Вариативность наглядных средств обучения (натуральных звучащих предметов, иллюстративного материала, технических устройств -- магнитофонов, диктофона для воспроизведения различных неречевых звучаний: голосов животных, птиц, звуков неживой природы, музыки), повышающих познавательные интересы детей.
Для воспроизведения неречевых звучаний через магнитофон можно использовать различные аудиокассеты: «Звуки окружающего мира или из чего родилась музыка», «Голоса животных и птиц», «Голоса птиц», «Звуки леса», «Звуки моря»; диктофонные записи шумов, не включенных в вышеперечисленные сборники (шум транспорта, городской улицы днем и вечером, домашних бытовых приборов т. д.); аудиокассеты с записями классических и современных музыкальных произведений без вокального сопровождения Выявление и преодоление речевых нарушений в дошколь-ном возрасте / Сост. И. Ю. Кондратенко. -- М.: Айрис - пресс, 2005. - с.-116-117..
Развитие неречевого слуха осуществляется последовательно с помощью упражнений, направленных, во-первых, на активизацию слуховых ощущений и слухового внимания; во-вторых, на дифференциацию слуховых ощущений; и в-третьих, на формирование невербального слухового восприятия.
Слуховые ощущения и внимание детей активизируются путем вырабатывания двигательной (кивок головы, поднимание вверх руки, сигнала и т. п.), а также вербальной (слышу -- не слышу, да -- нет) реакций на слышимый звук (стук, звон, шуршание и др.). Зрительное восприятие звучащих объектов должно быть исключено. Задания желательно предъявлять в игровой форме, включать элементы соревновательности. Можно рекомендовать следующие приемы работы:
- выполнение условных движений (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, откладывание фишки т. д.) на услышанный неречевой звук;
- реакция с помощью речевых сигналов на появление акустического стимула (например, с помощью слов да, слышу, есть и др.).
После того как ребенок научится быстро реагировать на звуковой раздражитель, следует переходить к дифференциации слуховых ощущений, т.е. обнаружению одинаковых и разных акустических сигналов. Это отрабатывается с помощью отрицательных и утвердительных невербальных или вербальных ответов в следующих упражнениях:
1. определение из трех звучащих предметов двух одинаковых/различных неречевых звуков (на материале контрастных звучаний, например, барабана и колокольчика, погремушки и свистка т. п.);
2. выделение одинаковых и различных неречевых звуков (на материале сходных звучаний, например, баночек с различной крупой);
3. самостоятельное нахождение одинаковых звучании из множества звучащих предметов.
Указанные задания тренируют у детей слуховое внимание и слуховую память.
Неречевое слуховое восприятие развивается у детей в процессе различения неречевых звучаний по их характеру, по акустическим свойствам, по объемности, направленности и т. д.
Первоначально дети учатся узнавать и дифференцировать неречевые звуки по характеру звучания (шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки). Сначала различаются акустически резко контрастные неречевые звуки, воспроизведенные с помощью знакомых натуральных предметов. Затем постепенно переходят к восприятию аудиозаписей этих звучаний. Дети запоминают названия звучащих предметов, соотнося их непосредственно с предметами и их изображениями на картинках. И в заключение -- с близкими по звучанию сигналами.
Далее слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте).
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо-далеко, громко-близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности).
Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.
Третий этап -- фонемный -- наиболее объемный по содержанию и, соответственно, самый длительный. Он ориентировочно включает 100-103 занятия.
На данном этапе осуществляется практическое усвоение фонетического, фонематического и лексико-грамматического компонентов языковой системы.
Овладение фонетической системой происходит в процессе развития психических функций слуховой модальности, фонетического слуха (узнавания и различения звуков речи по их акустическим и интонационным признакам) и формирования нормативного звукопроизношения, слухомоторного контроля.
Звуки речи, составляя слова, приобретают смыслоразличительное значение и выполняют функцию фонем. Фонемы, в свою очередь, образуют фонематическую систему, практическое усвоение которой предполагает владение умственными операциями по дифференциации фонем на основе ударности, квазиомонимии, фонематического анализа и синтеза, фонематических обобщений (представлений).
Одновременно с формированием фонетико-фонематической базы языка проводится работа, нацеленная на практическое усвоение лексико-морфологических средств языка, синтаксического конструирования. Уделяется внимание развитию связной речи и психической регуляции речевой деятельности (языковому контролю, слухомоторному самоконтролю).
На этом этапе речь детей формируется в постепенно усложняющихся условиях слухового восприятия.
Так, ознакомление с новым материалом происходит в условиях, максимально облегчающих слуховое восприятие, рассмотренных на предыдущих этапах (при отсутствии шума; уменьшении реверберации в помещении; размещении ребенка в кабинете с учетом его слуховых возможностей; бисенсорном восприятии речи; равномерной громкости речи педагога слегка замедленного темпа). Кроме этого рекомендуется использование различных слуховых приспособлений-тренажеров (слуховой трубы, «звукопровода») для усиления громкости звучания речевых звуков, так как речевые звуки, в сравнении с неречевыми, более сложны для восприятия (звучат тише, короче, меняются в комбинаторных сочетаниях).
Закрепление материала осуществляется в более сложных акустических условиях:
- при исключении зрительной опоры;
- при увеличении расстояния от ребенка до говорящего;
- при восприятии речи нормального темпа и громкости, воспроизведенной различными дикторами (разными женскими, мужскими, детскими голосами) через технические средства (магнитофон, диктофон);
- при использовании резонаторной маски, усиливающей громкость звучания, но исключающей зрительный контроль собственной артикуляции.
Фонетическая система, по мнению В.И. Бельтюкова, Н.И. Жинкина, Л.В. Неймана, Л.А. Чистович, Н.X. Швачкина и др., включает в себя речевые звуки, ударение и интонацию.
Исходя из того, что звуки речи различаются на основе артикуляторных и акустических признаков, работа по развитию фонетического слуха и формированию произношения проводится одновременно, что способствует формированию межанализаторных связей (слухоречедвигательных), развитию слухового внимания, слухо-двигательной памяти, слухового и кинестетического контроля.
Параллельно дети знакомятся с интонационными средствами языка: ритмом, темпом, мелодикой, тембром.
Фонетическая система развивается в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений работы: коррекции звукопроизношения, развитии фонетического слуха, развитии интонационного слуха.
Коррекция звукопроизношения осуществляется по общепринятой схеме работы над звуком с учетом характера нарушения артикуляционного праксиса (В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина). Вначале уточняется артикуляция гласных и простых согласных звуков, а затем с помощью различных методов постановки звуков (имитации, опоры на сохранные звуки, механические) усваивается артикуляция отсутствующих и неправильно произносимых звуков. После этого они закрепляются в слогах, словах, фразах, автоматизируются в стихотворениях, коротких текстах и скороговорках.
При закреплении поставленных звуков в слогах, словах, фразах используются различные способы усиления звука, что помогает ребенку лучше слышать голос логопеда и себя контролировать.
Развитие фонетического слуха проводится параллельно с формированием звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристикам: громкости, высоте и длительности.
Восприятие и определение различной громкости речевых сигналов способствуют понижению порога слуховой чувствительности и повышению разборчивости аудирования речи в изменяющихся акустических условиях (эффект «прислушивания»), что является основополагающим при определении ударности, ритма, эмоциональной окрашенности речевых структур.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5