Рефераты. Логопедия: нарушения звукопроизношения

p align="left">Слуховое восприятие речи тренируется в упражнениях, направленных на отработку условных реакций (невербальных и вербальных) на речевые звукокомплексы заданной громкости.

Определение направления звучания речевых стимулов осуществляется в игровых приемах, аналогичных описанным на втором этапе, но при использовании вербального материала.

Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении речевого темпа, слогового ритма и тембра речевых звучаний.

Речевой темп формируется при выполнении быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов логопедом; при воспроизведении детьми слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированным с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; при воспроизведении в разном темпе речевого материала, доступного для правильного произнесения.

Слоговой ритм отрабатывается в упражнениях по отстукиванию простых слогоритмов без выделения ударного слога и с его акцентированием; по отхлопыванию слогового ритма с одновременным проговариванием слогов; по отстукиванию ритмического контура слова, сочетающегося с воспроизведением его слоговой структуры Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1987. - № 2.

Первоначально развитие фонематического восприятия осуществляется в процессе различения «не слова» и слова, т.е. выделения наименьшей смысловой единицы языка. Слова выделяются из предложения путем показа отдельных предметов, действий и их серий; ответов на вопросы с помощью соответствующей картинки.

Затем внимание детей привлекается к фонематическому составу слова. Формируется понимание сигнального значения слова. В слове рассматривается два вида сигнальных значений -- лексическое и грамматическое.

Особо внимание детей следует фиксировать на акустических различиях дифференцируемых фонем и на зависимости значения слова от этих различий.

Различение лексических значений осуществляется в словах, близких по длине и ритмической структуре. Слова предлагается предъявлять в определенной последовательности.

Вначале дифференцируются слова, начинающиеся с дизъюнктных фонем, т.е. фонем противопоставленных по нескольким акустико-артикуляционным признакам. Затем предлагаются слова, начинающиеся с оппозиционных фонем (зуб -- суп, дом -- том, мышка -- мишка, мак -- бак, бить -- пить). После этого внимание привлекается к словам, различающимся гласными звуками в середине слова (мак -- мок, лак -- лук, дом -- дым, мошка -- мушка); отличающимся последней согласной фонемой (нож -- нос, сом -- сок -- сон) и согласной фонемой в середине слова (коса -- коза, касса -- каша, забыть -- завыть). В заключении отрабатываются слова, называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).

Тренировочные задания проводятся в игровой форме (указание предмета, место которого менялось; выбор предмета из множества; «поручение» с предметом; отыскивание предмета; завершение предложений путем показа соответствующей картинки и др.) с использованием различных знакомых предметов и иллюстраций, названия которых фонематически различны. Наглядную опору следует постепенно исключить и ориентироваться только на словесную инструкцию.

Понимание изменений грамматических значений, зависимых от фонематического состава слова, осуществляется путем противопоставления грамматических форм (основных и производных существительных с уменьшительными суффиксами, существительных в единственном и множественном числе, существительных в именительном и косвенных падежах, разноприставочных глаголов, окончаний при изменении рода и числа прилагательных и т. д.).

Отрабатываемая на занятиях лексика должна активно использоваться при составлении предложений и их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.

Дифференциация фонем, особенно смешиваемых, проводится в слогах, словах, фразах с использованием приемов «Слушай себя», «Звукопровод», тренажера «слуховая труба», а также элементов фонетической ритмики.

Слоговая структура слов формируется на базе интонационно-ритмического рисунка и правильно произносимых звуков по методикам Н.С.Жуковой, Т.Б. Филичевой, А.К. Марковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой и др. Внимание к слоговой структуре слов привлекается также при назывании логопедом слов с переставленным, отсутствующим или лишним слогом.

Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации; слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова, и т. д.

На этапе автоматизации звуков роль зрительного анализатора сводится к минимуму, и основную роль играет слуховой контроль. При этом ребенок прислушивается к произношению окружающих и собственному, сравнивает их. С целью активизации кинестетического и слухового контроля хорошо использовать резонаторную маску. Она позволяет не только усиливать звучание собственного голоса, но и дает возможность аудитивно воспринимать языковой материал, озвученный разными дикторами, через магнитофон.

Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит детей к овладению более сложными метакогнитивными процессами -- звуковым анализом и синтезом.

Вышеуказанная деятельность по развитию речи и психических функций готовит детей к усвоению более сложных коммуникативных навыков на следующем этапе.

Четвертый этап -- интегративный -- включает 50-55 занятий.

На этом этапе основное внимание уделяется формированию связной речи на основе интеграции фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а также воспитанию самоконтроля речи.

В это время слуховое восприятие речи происходит в сложных условиях шумовых помех, музыкального сопровождения, смежных помещений, многоканальной коммуникации (восприятия двух одновременных сообщений; одновременного слушания и говорения).

Наряду с классическими в логопедии методиками формирования связной речи детей, имеющих различные речевые нарушения (В.К. Воробьева, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), следует использовать специфические приемы:

- воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех;

- воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещениях (например, двое детей размещаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости и в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное);

- запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

- пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются разными дикторами, мужским, женским и детским голосами);

- декламация стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

- последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя детьми (трое детей садятся рядом в «цепочку», двум крайним логопед раздает по одной картинке с изображением предмета или простого сюжета; по сигналу логопеда они шепотом одновременно произносят на ухо сидящему в центре ребенку название предмета или составленную фразу; слушающий, в свою очередь, должен последовательно воспроизвести сказанное товарищами);

- ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3-4 м друг от друга; двое из них, по команде логопеда, одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (невербально или вербально) на каждый вопрос);

- вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, «рисуя» их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они «нарисовали»; затем дети могут нарисовать на бумаге «увиденную картинку»;

- составление рассказов по слуховым образам как итоговая работа по лексико-грамматической тематике Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996. .

Использование на логопедических занятиях разнообразных игровых приемов, включающих дихотическое (одновременное двумя ушами) акустическое восприятие; ассоциативное вербальное «музыкорисование»; сравнение природных и музыкальных звучаний; пересказ аудиозаписей текстов; составление рассказов по сюжетам, воспринятым объемно -- полимодально (по картинам и слуховым образам) способствует развитию у детей устойчивой познавательной и личностной мотивации, активизации широкого спектра вербальных средств для передачи сообщений (например, распространенных эпитетами фраз, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), формированию языкового контроля и самоконтроля.

Таким образом, для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи:

1. Комплексность воздействия на ребенка со сложными нарушениями речи.

2. Воздействие на все стороны речи.

3. Опора на сохранные звенья.

4. Учет закономерностей онтогенеза, то есть нормального хода речевого развития.

5. Учет ведущей деятельности.

6. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

7. Воздействие на микросоциальное окружение.

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Комплексное воздействие поэтапно. Выделяется 4 взаимосвязанных этапа, на каждом из которых параллельно проводится комплекс медицинских, психолого-педагогических и логопедических мероприятий.

Список литературы

1. Белова-Давид Р.А. К вопросу о медико-педагогическом комплексе // Нарушения речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Беловой-Давид и Б. М. Гриншпуна. - М.: Просвещение, 1969.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.

3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. -- М.: Айрис - пресс, 2005.

4. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1987. - № 2.

5. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. - СПб.: Наука, 1994.

6. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1989.

7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

8. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.

9. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999.

10. Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ, 1987.

11. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М.: Просвещение, 1973.

12. Парамонова Л.Г. Логопедия. - СПб.: Речь, 2004.

13. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005.

14. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.