Рефераты. Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

22

Министерство Образования Российской Федерации

Северный Международный Университет

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

  • Выполнила: студентка III курса
  • группы АН-01 филологического
  • факультета Литяева О.Н.
  • руководитель: старший
  • преподаватель Ноговицына И.Г.

Магадан

2002

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Введение. 3
  • Глава I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА. 5
    • ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. 5
    • ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ. 7
    • ПУТЬ В НАУКУ. 12
  • Глава II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА. 17
    • ПЕЧАТНОЕ СЛОВО. 17
    • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ. 18
  • Заключение. 22
  • Библиография. 24
ВВЕДЕНИЕ.

В средние века полигисторами называли ученых, равно сведующих в различных областях знания, «то есть разные науки знающие так довольно, что могут в них производить новые приращения» [3, c.74]. Со второй половины XVIII века после выхода в свет Великой французской энциклопедии понятие «полигистор» было заменено определением «ученый-энциклопедист». Такое определение традиционно закрепилось за Ломоносовым, первым русским ученым, продуктивно работавшим в различных областях знаний. Однако в применении к Ломоносову оно, по-видимому, нуждается в более широком толковании.

Ученый-энциклопедист - это не только и не столько человек с разносторонними знаниями и интересами; это, в первую очередь, пропагандист новых актуальных направлений в науке и передового мировоззрения. Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений, полученных в какой-то определенной области знания. К этому обязательно следует добавить широту кругозора, способность заниматься и живо интересоваться решением широкого круга актуальных проблем науки, техники, экономики и других отраслей знания, одним словом, почти всех вопросов, которые ставит перед ним эпоха.

Такая способность предполагает специфический талант, существо которого лежит в умении находить связи и сближать между собой предметы, кажущиеся обычному взгляду далекими, ничем не связанными. В творчестве такого ученого научные работы тесно переплетены с пропагандой новых актуальных направлений развития знаний и разработкой их практических приложений. Последнее неизбежно приводит его к решению чисто социальных вопросов, заставляет интересоваться и активно, творчески работать в гуманитарных областях.

Несложно увидеть, что все сказанное может быть полностью отнесено к Ломоносову. Целью данной курсовой работы является исследование его деятельности, так как именно в Ломоносове с исключительной силой и выразительностью впервые на русской почве воплотились лучшие черты ученых - энциклопедистов, таких, как Леонардо да Винчи в Италии и Гете - в Германии.

Чисто русским акцентом ломоносовского энциклопедизма был его высокий и деятельный патриотизм - пожалуй, главная движущая сила его иногда немотивированных, на поверхностный взгляд, но логически оправданных переходов от исследований в одной области к другой и последующим областям знаний. В данной работе поставлена задача рассмотреть образовательное и просветительское направления деятельности М.В. Ломоносова.

Начало XVIII века было ярким, драматичным и противоречивым временем. Реформы Петра I имели большое прогрессивное значение. Интенсивное развитие промышленности и торговли, создание светской школы и ряд других важных изменений открывали новый этап в развитии страны. Сегодня Россия вновь переживает время бурных перемен и именно сейчас нам необходимо обратиться к опыту великого соотечественника, сумевшего поднять российскую науку и просвещение на неведомую ранее высоту.

Предметом курсовой работы являются педагогические идеи и концепции Михаила Васильевича Ломоносова, имевших своей целью распространение научных знаний и развитие образования в России; «борьба за это означала для него высшее благо Родины» [1, c.13].

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ и изучение историко-педагогической литературы, а также первоисточников; рецензирование, цитирование.

Структура курсовой работы: введение, глава I («Образовательная деятельность М.В. Ломоносова»), в которой изложены основные биографические сведения и широко освещена деятельность Ломоносова в области развития отечественной науки, а также организации учебных заведений; глава II («Просветительская деятельность М.В. Ломоносова»), в которой обозначены его социально-экономические проекты, имевшие своей целью поднятие уровня жизни российского населения; заключение, содержащее выводы по курсовой работе; библиография.

Глава I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Родина Михаила Васильевича Ломоносова -- северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в среде сильных, “ви-давших виды”, сметливых людей, хорошо знавших природу в её поляр-ных проявлениях и часто общавшихся с путешественниками-иностран-цами. Отец М. В. Ломоносова -- помор Василий Дорофеевич, владелец нескольких судов, ходивший на них за рыбой в Белое море и в Ледо-витый океан. Мать -- Елена Ивановна Сивкова -- дочь дьякона из та-мошних мест.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. Собственными силами он достиг предельного для того времени обра-зования в родных местах. В 14 лет он дошёл до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того вре-мени -- “Арифметики” Магницкого -- и славянской грамматики Смотритского. На родине М. В. Ломоносов дальше учиться не мог. Как кре-стьянскому сыну, ему отказали в приёме в Холмогорскую славяно-ла-тинскую школу.

Замечательная черта М. В. Ломоносова, выделяющая его среди многих великих современников, предшественников и потомков, -- несо-крушимая воля и охота к знанию. Они заставили его в возрасте 19 лет уйти из Денисовки. В зимнюю стужу 1730 г. М. В. Ломоносов почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в мо-сковскую Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он вы-дал себя за сына холмогорского дворянина.

Для “завершения образования” из Москвы М. В. Ломоносов в 1734 г. был направлен, а вероятнее сам захотел отправиться даль-ше, в Киев, в духовную академию, даже и в то послепетровское время ещё почитавшуюся на Руси вершиной образовательной лестницы.

Пять лет длилось специальное богословское образование М. В. Ло-моносова, но в духовенство М. В. Ломоносов не вышел. Судьбу его резко изменила только что учрежденная Петром Петербургская Ака-демия наук. Государство, наконец, начинало развивать и направлять науку.

По запросу, как тогда именовали, “главного командира Акаде-мии” [7, c.30] М. В. Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками, “в науках достойными” [7, c.30], в 1735 г. был направлен из Москвы в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. Специальность М. В. Ломоносова круто повернулась от богосло-вия, языкознания, риторики и пиитики в сторону физики, химии и тех-ники, - можно думать, в полном согласии с истинными склонностями академического студента.

Впрочем, петербургское ученье оказалось очень кратковременным: вихрь эпохи гнал дальше. Через несколько месяцев, в сентябре 1736 г. М. В. Ломоносов с двумя другими академическими студентами Г. У. Райзером и Д. И. Виноградовым, будущим изобретателем рус-ского фарфора, направляется Академией в Германию для обучения металлургии и горному делу в связи с намечавшейся научной экспеди-цией на Камчатку.

Почти пять лет длилась заграничная жизнь М.В. Ломоносова (до июня 1741 г.). Это время, главным образом, было проведено в Марбурге, где М. В. Ломоносов с товарищами учился в университете филосо-фии, физике и механике у известного Христиана Вольфа, а математике и химии -- у Дуйзинга.

Переход от науки Магницкого и Смотритского к живым, тут же выраставшим результатам физики и химии начала XVIII в. был, без сомнения, головокружительным. Однако, по сохранившимся отчётам самого М. В. Ломоносова, его учителей и посторонних лиц видно, сколь быстро, полно и по-своему вошёл недавний заиконоспасский богослов в круг представлений вольфианской физики. Быстро обучился также М. В. Ломоносов немецкому и французскому языкам (латынь и гре-ческий он освоил ещё в Москве и Киеве) и делал замечательные успехи в русском стихотворстве, на деле переходя от тяжёлого и не свой-ственного русскому языку силлабического размера к музыкальному тоническому и создавая образцы высокого художественного досто-инства.

В 1741 г. М. В. Ломоносов, на-конец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его пора-зительно разнообразная и неуёмная деятельность.

Через полгода после возвращения в Петербург тридцатилетний учёный был назначен адъюнктом Академии по физическому классу, начал подводить итоги своим наблюдениям в Германии, составляя книгу по металлургии, писал разные физические и химические “диссер-тации” для Академии, занимался со студентами и начинал приобретать первую славу как поэт

По совету и проекту М. В. Ломоносова в 1755 г. в Москве был открыт университет, ставший затем одним из основных очагов рус-ского просвещения и науки.

В последнее десятилетие жизни М. В. Ломоносова с особой силой проявился его глубочайший патриотизм, любовь к русскому народу, русскому языку, русской истории, высокое понимание своей миссии как “защитника труда Петра Великого” [2, c.4].

Умер М. В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ.

В России многое изменилось в период бурных петровских преобразований. Активизация человеческой деятель-ности породила новые тенденции в восприятии мира. Вызревала новая культура, идущая на сме-ну церковно-феодальной, господствовавшей в те-чение столетий. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих пе-ремен. Таким мыслителем стал Ломоносов.

Расшатывание прежних устоев жизни осущест-влялось уже в XVII в., отличавшемся невиданным ранее движением народных масс. Повышенная миграция населения привела к освоению потока-ми предприимчивых крестьян, казаков, огромных просторов Российского государства, вплоть до бе-регов Тихого океана. Россию потрясали бунты, на протяжении столетия они переросли в две крестьянские войны -- под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина.

В результате развития товарно-денежных отно-шении возник единый всероссийский рынок. По-явились зачатки буржуазного общественно-эконо-мического уклада. Началось формирование абсо-лютистского государства, возникающего, как правило, на поздних стадиях феодализма, когда из рук феодальных верхов начинает ускользать вся полнота власти под давлением носителей зарож-дающегося общественно-экономического уклада, утверждающих свое право на существование и бо-рющихся за свое участие в правлении. Абсолют-ная монархия, возникая обычно в «переходные периоды», является «компромиссом» между инте-ресами формирующейся буржуазии и дворянства. Предпринимаются по-пытки ограничить могущество церкви. Меняется настрой духовной культуры, происходит заметный и необратимый процесс ее обмирщения. В худо-жественной литературе появляется интерес к че-ловеку деятельному, предприимчивому.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.