Первая четверть XVIII века для России была временем важных перемен во всех областях жизни. Это были годы, когда «Россия молодая» [1, c.58] сбрасывала с себя путы вековой отсталости и становилась в один ряд с наиболее развитыми странами Европы. Создавалась новая система органов власти, управления и суда. На смену дворянскому ополчению и стрелецким полкам пришла мощная регулярная армия. Родился отечественный военно-морской флот. Одновременно с этим, в интересах государства, строятся крупные металлургические и текстильные фабрики, корабельные верфи, другие предприятия, развивается внутренняя и внешняя торговля. Появляются новые города, новые пути сообщения.
Менялся и быт российского населения. И дело было не только во введении европейского платья, бритье бород и курении табака. В городах и районах, где осуществлялись преобразования, меняются сам уклад жизни, сознание людей. При Петре I часто ценились не происхождение и родовитость, а ум и способности человека. Многие люди из «подлого сословия» становились выдающимися деятелями, крупными специалистами в разных областях.
Для развития России, во имя ее технической и «умственной» независимости от Европы, нужны были свои горняки, металлурги, корабелы, навигаторы, картографы и т.д., нужны были офицеры для армии и флота, знающие, образованные чиновники для государственного аппарата.
Петр I понимал необходимость ликвидации культурной отсталости России и распространения в ней просвещения. Он думал над тем, «как бы кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оным людей своих, елико мощно скорее обучити» [15, c.31]. Вначале он предполагал расширить объем преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве, которую хотел сделать светской, и из которой выходили бы люди, «способные к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному» [15, c.34]. Не дожидаясь, когда в России будет налажено низшее и среднее образование, Петр I задумал создать русскую Академию наук с гимназией и университетом. Об этом он советовался с известными европейскими учеными Лейбницем и Вольфом и просил их помощи в привлечении иностранных ученых для работы в русской академии, пока не появятся национальные кадры. Академия была открыта в 1725 г., уже после смерти Петра I. В ее истории большое место занимает М.В. Ломоносов - первый русский академик.
Его привлекала преобразовательная деятельность Петра, он видит в нем прежде всего энергичного реформатора, осуществляющего те изменения, не-обходимость которых давно назрела. Петр -- «Рос-сов Обновитель» [6, c.80]. Ему удалось поло-жить конец феодальным раздорам, ослаблявшим Россию в период влиятельного боярского правле-ния. Враги России убедились, что при нем уже «не местничество здесь» [6, c.81], а сплоченное государство. С энтузиазмом поддерживал Ломо-носов меры, принятые для быстрого роста в стране заводского, мануфактурного производства, внутренней и внешней торговли. Эти меры не только усиливали Россию, поднимали ее престиж среди европейских держав, они вносили существен-ные изменения в социальные устои страны. Пред-принимательская, торговая деятельность искони была не дворянским делом; развитие горнодобы-вающих предприятий, заводов, мануфактур, тор-говли выдвигало новые социальные силы на сцену русской истории. Некоторые их представители в петровское время получили доступ к государствен-ному управлению. Царь охотно брал на государст-венную службу незнатных сограждан, не имеющих никакого отношения к потомственному дворянству, и опирался в своих начинаниях на их знания и та-лант.
Самые большие похвалы Ломоносова заслуживал Петр за внедрение в России науки, которой при-надлежала большая роль в развитии промышлен-ности, экономики страны. Но наука была также мощным средством изменения социального строя, прежде всего, из-за ее воздействия на те сферы деятельности, с прогрессом которых менялась рас-становка социальных сил. Кроме того, она, вовле-кая в свою сферу выходцев из разночинных слоев, поднимала их к общественно значимой активности. Ломоносов, осознавая это, прилагал максимум уси-лий для облегчения доступа в науку демократиче-ским элементам.
Полное сочувствие Ломоносова вызвала поли-тика Петра I относительно духовенства. Подрыв автономии церкви, ликвидация ее претензий на до-минирующее положение в государстве лишали цер-ковь того могущества, которым она обладала в период расцвета феодального строя.
Ломоносов увлеченно описывал простоту поведе-ния царя, которого солдаты, матросы, строители могли видеть «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» [6, c.69], видеть в своем сообществе, за одним столом, «туюже приемлющаго пищу» [6, c.69], о котором они знали, что он «все мастерства и работы испытал собственным искусством» [6, c.70].
Ломоносова восхищает у Петра «жадность к по-знанию» [19, c.44]; новый стиль, соответствующий эпохе бы-стрых преобразований, он видит в речи Петра, отмечая, что ей свойственны ясность, четкость, простота и лаконичность -- «безпритворная в сло-вах краткость, в изображениях точность» [19, c.40].
Фигура Петра, в преобразованиях которого под-черкивались прогрессивные черты, приобретала под пером Ломоносова значение идеала, символа, вы-ражающего фактически социальные замыслы и устремления самого Ломоносова.
Реформы петровского времени открывали воз-можности для развития социальных сил, являющихся носителями иных социальных отношении, идущих на смену феодальным устоям, но они были рассчитаны на укрепление основ дворянской госу-дарственности. Тема поддержки дворянства, защи-ты его прав и привилегий абсолютно чужда Ло-моносову. Он выдвигает на первый план те проблемы, которые впрямую связаны с защитой новых социальных сил и, прежде всего, широких народных слоев. Он пред-лагает свой критерий ценности и полезности лю-бого акта государственной деятельности: «Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах про-стирается...» [8, c.33]. Государственный деятель, монарх обязан думать в первую очередь о народе, о тех мерах, которыми можно облегчить его су-ществование.
В оде, написанной по случаю воцарения Екате-рины II, выдвинут общий принцип государствен-ного правления, который был адресован не только новой императрице.
Услышьте, Судии земные и все державные главы...
Так начинает поэт свое обращение, цель кото-рого -- продиктовать основное социальное требова-ние, лапидарно выраженное в одной фразе: «Народну наблюдайте льготу...» [8, c.33].
Основной постулат прогрессивной философской мысли XVIII в.-- определяющая роль просвещен-ного разума. Его полностью разделял Ломоносов, но в самое понятие «просвещенный разум» [16, c.41] он вкладывал совершенно определенный смысл -- это разум, вооруженный наукой. Тема «просвещение и общество» [20, c.13] у него выступает преимущественно как «наука и общество» [20, c.13]. Повышенный интерес к со-циальным проблемам науки сохранился в после-дующей истории русской мысли.
Социальная философия Ломо-носова пронизана идеями активной, разумной, пре-образовательной человеческой деятельности, но деятельности, изначально направленной на такие ценности, как общее и благо. Его взгляды близки радикальному крылу формирующейся в то время в России просветительской идеологии. Философия Ломоносова устремлена к новым го-ризонтам, активности и прогрессу, но хорошо раз-витое историческое сознание позволяло ему не разрывать настоящее с прошлым, воспринимать в еди-ной целостности судьбы народов, мира.
В трудах Ломоносова рассматривались вопросы о значении россии, начиная с ранних этапов ее существования, в человеческой истории. В работах Ломоносова подчеркивалась давность и существенность русской истории, кото-рая видоизменяется преобразовательными эпохами, например Петровской, но не прерывается ими. Он считал, что Россия входит в состав европейских государств и неотделима от европейской истории. В XVIII в. не надо было прилагать усилий, что-бы доказать политическое влияние Русского госу-дарства на ход международных событий, но Ломо-носов убежден, что не меньшая роль принадле-жит России в развитии человеческой культуры, осо-бенно в единении Запада и Востока.
Страницы: 1, 2, 3, 4