Рефераты. Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

ачавшиеся социальные преобразования резко ускорились в Петровскую эпоху. В 1711 г. вместо боярской думы, оплота феодальной аристократии, был учрежден сенат. В 1721 году ликвидировано патриаршество, во главе церкви поставлен синод, своего рода правительственная коллегия, подчи-няющая церковь государству. В 1722 г. введена «Табель о рангах», допускающая смешение на го-сударственной службе потомственного дворянства и выходцев из других слоев, получивших право, достигнув по службе восьмого ранга, получения дворянского звания. Ряды российского дворянства интенсивно пополнялись людьми из непривилеги-рованных сословий.

При Петре I в основном завершилось формирование абсолютистского государства. Разработкой социальных реформ во времена Петра I занимались и прогрессивно настроенные дворяне, и представители «третьего сословия». Среди авторов обширной литературы реформ был Ф. Салтыков, родственник царя, сын тобольского воеводы, руководивший по заданию Петра постройкой кораб-лей. К. Зотов, деятель адмиралтейства, разрабатывал проекты усовершенствования государственного правления. А. Курбатов, из крепостных Шереметева, предложил удачный финансовый проект и занял пост обер-инспектора ратуши, ведающей городскими финансами. Алексашка Меньшиков - малограмотный человек и, фактически, правая рука Петра.

Социальные преобразования открывали возмож-ности для развития в стране идей Нового време-ни. Петра I интересовала прежде всего наука, так как он твердо верил в то, что экономическое и военное могущество государства находится в не-разрывной связи с развитием научного знания. Для создания регулярной армии и флота, строи-тельства заводов, мануфактур требовалось «посо-бие математических орудий и физических експериментов» [16, c.23]. Наука входила в мировоззренче-скую систему, ориентированную на природу и по-стигающий ее человеческий разум. С наступлением XVIII в. проблемы «натуры», естества и его ис-следования заняли прочные позиции в русской культуре. Приобретало привлекательность позна-ние не бога или духовного мира человека, а при-роды; знания основывались не на Священном пи-сании, свидетельстве соборов, преданий, а добыва-лись с помощью средств науки; ценились пред-ставления, полученные не путем прозрений, ускользающе зыбких видений, а очевидным и ясным образом.

Привилегированное положение приобрел чело-веческий разум. В исторических сочинениях, худо-жественных произведениях придавалось особен-ное значение благотворному воздействию разума, все беды рода человеческого объяснялись его по-мрачением или невежеством. Апология разума бы-ла естественна, так как человек, освобождаясь от руководства со стороны божественного провиде-ния, предоставленный самому себе, обязан был отличать истинное, должное, ценное. Не постули-руя у всех людей способности к разумным решениям, не подчеркивая значения разума, нельзя бы-ло добиваться полной самостоятельности человека, свободно развивающего свою деловую активность без патронажа сверхъестественных сил и церкви, играющей роль посредника между ними и челове-ком.

Возникло умонастроение, являющееся «духом XVIII века» [20, c.3], направленное на «борьбу с феодаль-ной и поповской силой средневековья» [20, c.4]. Крупные изменения, происходившие в России, в полной мере ощущались и на родине Ломоносова, близ Архангельска, который со второй половины XVI в. до основания Петербурга служил основны-ми морскими воротами России. Город был цент-ром крупной торговли, судоходства, судостроительства. Север России вообще находился в бла-гоприятном положении, потому что населяли его преимущественно черносошные, т. е. не принадле-жащие помещикам, крестьяне, свободные от кре-постной зависимости. На Беломорском севере долго сохранялось влия-ние новгородской культуры. Черносошные кресть-яне жили самоуправляющимися «мирами» [1, c.60], кото-рые охватывали и церковный приход, и волость, и весь уезд. Государство опиралось на них в управ-лении краем, но нередко «миры» вступали в конф-ликты с воеводами и приказными чиновниками. Здесь, пожалуй, раньше, чем где-либо в России, началось разложение натурального хозяйства и рост товарно-денежных отношений.

Первая четверть XVIII века для России была временем важных перемен во всех областях жизни. Это были годы, когда «Россия молодая» [1, c.58] сбрасывала с себя путы вековой отсталости и становилась в один ряд с наиболее развитыми странами Европы. Создавалась новая система органов власти, управления и суда. На смену дворянскому ополчению и стрелецким полкам пришла мощная регулярная армия. Родился отечественный военно-морской флот. Одновременно с этим, в интересах государства, строятся крупные металлургические и текстильные фабрики, корабельные верфи, другие предприятия, развивается внутренняя и внешняя торговля. Появляются новые города, новые пути сообщения.

Менялся и быт российского населения. И дело было не только во введении европейского платья, бритье бород и курении табака. В городах и районах, где осуществлялись преобразования, меняются сам уклад жизни, сознание людей. При Петре I часто ценились не происхождение и родовитость, а ум и способности человека. Многие люди из «подлого сословия» становились выдающимися деятелями, крупными специалистами в разных областях.

Для развития России, во имя ее технической и «умственной» независимости от Европы, нужны были свои горняки, металлурги, корабелы, навигаторы, картографы и т.д., нужны были офицеры для армии и флота, знающие, образованные чиновники для государственного аппарата.

Петр I понимал необходимость ликвидации культурной отсталости России и распространения в ней просвещения. Он думал над тем, «как бы кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оным людей своих, елико мощно скорее обучити» [15, c.31]. Вначале он предполагал расширить объем преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве, которую хотел сделать светской, и из которой выходили бы люди, «способные к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному» [15, c.34]. Не дожидаясь, когда в России будет налажено низшее и среднее образование, Петр I задумал создать русскую Академию наук с гимназией и университетом. Об этом он советовался с известными европейскими учеными Лейбницем и Вольфом и просил их помощи в привлечении иностранных ученых для работы в русской академии, пока не появятся национальные кадры. Академия была открыта в 1725 г., уже после смерти Петра I. В ее истории большое место занимает М.В. Ломоносов - первый русский академик.

Его привлекала преобразовательная деятельность Петра, он видит в нем прежде всего энергичного реформатора, осуществляющего те изменения, не-обходимость которых давно назрела. Петр -- «Рос-сов Обновитель» [6, c.80]. Ему удалось поло-жить конец феодальным раздорам, ослаблявшим Россию в период влиятельного боярского правле-ния. Враги России убедились, что при нем уже «не местничество здесь» [6, c.81], а сплоченное государство. С энтузиазмом поддерживал Ломо-носов меры, принятые для быстрого роста в стране заводского, мануфактурного производства, внутренней и внешней торговли. Эти меры не только усиливали Россию, поднимали ее престиж среди европейских держав, они вносили существен-ные изменения в социальные устои страны. Пред-принимательская, торговая деятельность искони была не дворянским делом; развитие горнодобы-вающих предприятий, заводов, мануфактур, тор-говли выдвигало новые социальные силы на сцену русской истории. Некоторые их представители в петровское время получили доступ к государствен-ному управлению. Царь охотно брал на государст-венную службу незнатных сограждан, не имеющих никакого отношения к потомственному дворянству, и опирался в своих начинаниях на их знания и та-лант.

Самые большие похвалы Ломоносова заслуживал Петр за внедрение в России науки, которой при-надлежала большая роль в развитии промышлен-ности, экономики страны. Но наука была также мощным средством изменения социального строя, прежде всего, из-за ее воздействия на те сферы деятельности, с прогрессом которых менялась рас-становка социальных сил. Кроме того, она, вовле-кая в свою сферу выходцев из разночинных слоев, поднимала их к общественно значимой активности. Ломоносов, осознавая это, прилагал максимум уси-лий для облегчения доступа в науку демократиче-ским элементам.

Полное сочувствие Ломоносова вызвала поли-тика Петра I относительно духовенства. Подрыв автономии церкви, ликвидация ее претензий на до-минирующее положение в государстве лишали цер-ковь того могущества, которым она обладала в период расцвета феодального строя.

Ломоносов увлеченно описывал простоту поведе-ния царя, которого солдаты, матросы, строители могли видеть «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» [6, c.69], видеть в своем сообществе, за одним столом, «туюже приемлющаго пищу» [6, c.69], о котором они знали, что он «все мастерства и работы испытал собственным искусством» [6, c.70].

Ломоносова восхищает у Петра «жадность к по-знанию» [19, c.44]; новый стиль, соответствующий эпохе бы-стрых преобразований, он видит в речи Петра, отмечая, что ей свойственны ясность, четкость, простота и лаконичность -- «безпритворная в сло-вах краткость, в изображениях точность» [19, c.40].

Фигура Петра, в преобразованиях которого под-черкивались прогрессивные черты, приобретала под пером Ломоносова значение идеала, символа, вы-ражающего фактически социальные замыслы и устремления самого Ломоносова.

Реформы петровского времени открывали воз-можности для развития социальных сил, являющихся носителями иных социальных отношении, идущих на смену феодальным устоям, но они были рассчитаны на укрепление основ дворянской госу-дарственности. Тема поддержки дворянства, защи-ты его прав и привилегий абсолютно чужда Ло-моносову. Он выдвигает на первый план те проблемы, которые впрямую связаны с защитой новых социальных сил и, прежде всего, широких народных слоев. Он пред-лагает свой критерий ценности и полезности лю-бого акта государственной деятельности: «Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах про-стирается...» [8, c.33]. Государственный деятель, монарх обязан думать в первую очередь о народе, о тех мерах, которыми можно облегчить его су-ществование.

В оде, написанной по случаю воцарения Екате-рины II, выдвинут общий принцип государствен-ного правления, который был адресован не только новой императрице.

Услышьте, Судии земные и все державные главы...

Так начинает поэт свое обращение, цель кото-рого -- продиктовать основное социальное требова-ние, лапидарно выраженное в одной фразе: «Народну наблюдайте льготу...» [8, c.33].

Основной постулат прогрессивной философской мысли XVIII в.-- определяющая роль просвещен-ного разума. Его полностью разделял Ломоносов, но в самое понятие «просвещенный разум» [16, c.41] он вкладывал совершенно определенный смысл -- это разум, вооруженный наукой. Тема «просвещение и общество» [20, c.13] у него выступает преимущественно как «наука и общество» [20, c.13]. Повышенный интерес к со-циальным проблемам науки сохранился в после-дующей истории русской мысли.

Социальная философия Ломо-носова пронизана идеями активной, разумной, пре-образовательной человеческой деятельности, но деятельности, изначально направленной на такие ценности, как общее и благо. Его взгляды близки радикальному крылу формирующейся в то время в России просветительской идеологии. Философия Ломоносова устремлена к новым го-ризонтам, активности и прогрессу, но хорошо раз-витое историческое сознание позволяло ему не разрывать настоящее с прошлым, воспринимать в еди-ной целостности судьбы народов, мира.

В трудах Ломоносова рассматривались вопросы о значении россии, начиная с ранних этапов ее существования, в человеческой истории. В работах Ломоносова подчеркивалась давность и существенность русской истории, кото-рая видоизменяется преобразовательными эпохами, например Петровской, но не прерывается ими. Он считал, что Россия входит в состав европейских государств и неотделима от европейской истории. В XVIII в. не надо было прилагать усилий, что-бы доказать политическое влияние Русского госу-дарства на ход международных событий, но Ломо-носов убежден, что не меньшая роль принадле-жит России в развитии человеческой культуры, осо-бенно в единении Запада и Востока.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.