Вариант 2
Проверка знаний проводится так же, как и в первом варианте. При изучении нового материала используется кинофильм «Особенности строения и жизненных отправлений лягушки»
(III ч.).
Вопросы к фильму:
Каковы особенности размножения лягушки?
В чем сходство в развитии лягушки и речного окуня?
О чем свидетельствует это сходство?
При изучении происхождения земноводных целесообразно использовать рассказ с демонстрацией таблицы «Выход позвоночных на сушу» (см. вариант 1).
Задачи урока: рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни, установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами, продолжить формирование умений работать с учебником.
Оборудование: натуральные пособия «Скелет лягушки», «Скелет костистой рыбы», влажный препарат «Лягушка», таблицы «Тип Хордовые», «Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Схема кровообращения позвоночных».
ХОД УРОКА
Шесть человек из класса работают по карточкам, c остальными проводится фронтальная беседа по вопросам.
- Где обитает лягушка?
- В какое время года и суток она активна?
- Из каких отделов состоит ее тело?
- Чем оно покрыто?
- Почему на коже лягушки не живут микроорганизмы?
- Чем отличается скелет лягушки от скелета речного окуня?
- Какое значение имеет скелет в жизни лягушки?
Следующее задание - заполнить таблицу.
Покровы тела
Органы передвижения
Органы чувств
Органы дыхания
Места размножения
Выводы:
1. Для подготовки к изучению новой темы ребятам предлагается вспомнить, что им известно о таком понятии, как полость тела и о расположении в ней органов. Затем проводится беседа по вопросам.
- Какие вы знаете системы внутренних органов рыб?
- Какие функции выполняют и какое значение имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы?
2. Изучение органов и систем органов проводится в форме самостоятельной работы в группах - каждая группа получает отдельное задание, оформленное в виде инструктивной карточки, предполагающей работу с учебником, а также рисунками, таблицами, влажными препаратами.
1. Рассмотрите рисунок скелета лягушки и обратите внимание на характерные особенности его строения. Запишите названия основных частей скелета в соответствии с их обозначением на рисунке.
2. Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты сильнее, чем мышцы передних?
3. Какие части передней конечности лягушки соответствуют каким частям задней?
Пищеварительная система. Органы пищеварения и их значение. Поступление растворимых питательных веществ в кровь, удаление наружу непереваренных остатков.
1. Прочитайте статью Пищеварительная система (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют пищеварительную систему.
3. Определите функции, которые выполняет каждый из них.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции пищеварительной системы лягушки» (орган - значение).
5. Сделайте вывод о значении пищеварительной системы в жизни земноводных.
Значение дыхания. Органы дыхания, поступление кислорода в кровь. Дыхательная система.
1. Прочитайте статью «Дыхательная система» (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют дыхательную систему.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции дыхательной системы лягушки» (орган - значение).
5. Изучите механизм вдоха.
6. Сделайте вывод о значении дыхания в жизни земноводных.
Транспорт кровью питательных веществ и кислорода к клеткам тела.
1. Прочитайте статью «Кровеносная система» (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют кровеносную систему.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции кровеносной системы лягушки» (орган - значение).
5. Изучите схему движения крови по сосудам:
а) малый круг кровообращения: правое предсердие --> желудочек --> левое предсердие --> легочные артерии --> капилляры --> легочные вены --> левое предсердие.
б) большой круг кровообращения: левое предсердие --> желудочек --> правое предсердие --> аорта --> артерии органов --> капилляры --> вены органов --> правое предсердие.
6. Используя таблицу и рисунок в учебнике, проследите путь движения крови по сосудам. Определите, по каким сосудам течет артериальная, венозная и смешанная кровь.
7. Сделайте вывод о значении кровеносной системы в жизни земноводных.
1. Прочитайте статью «Выделительная система» (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют выделительную систему.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции выделительной системы лягушки» (орган - значение).
5. Сделайте вывод о значении выделительной системы в жизни земноводных.
Регуляция деятельности систем органов. Строение нервной системы. Органы чувств.
1. Прочитайте статью «Нервная система» (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют нервную систему.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции нервной системы лягушки» (орган - значение).
5. Изучите строение головного мозга лягушки. Какие отделы развиты в меньшей, а какие - в большей степени, чем у рыб.
6. Сделайте вывод о значении нервной системы в жизни земноводных.
3. Проверка выполнения самостоятельной работы.
Поочередно по два человека из каждой группы работают у доски с рисунком-схемой той или иной системы органов: нужно найти на схеме отдельные органы и прикрепить к ним имеющиеся карточки с соответствующими названиями.
Остальные члены группы в это время работают по заданию «Определите функции изученной системы органов и ее роль в жизни земноводных».
4. Беседа на тему «Обмен веществ».
Беседа проводится с опорой на полученные ранее знания. Даем определение понятию; оформляем схему (учитель на доске, учащиеся в тетрадях); оговариваем условия обмена веществ; формулируем вывод.
Обмен веществ - построение в клетках тела собственных белков, жиров, углеводов из питательных веществ с затратой энергии и распад этих веществ в процессе жизнедеятельности клеток с выделением энергии и ненужных организму веществ.
Условия обмена веществ: постоянное поступление питательных веществ и кислорода в организм; удаление из организма продуктов жизнедеятельности.
Вывод: хотя дыхательная и кровеносная системы у земноводных устроены сложнее, чем у рыб, их работа обеспечивает организм относительно небольшим количеством кислорода. Поэтому уровень обмена веществ у земноводных низкий. В организме земноводных образуется мало тепла, а тонкая голая и влажная кожа не способствует его сохранению. В результате температура тела лягушки непостоянна и зависит от температуры окружающей среды.
Тестовая работа
Соотнесите номера систем органов (I-VIII) с номерами органов, образующих эти системы (1-20).
Системы органов
I - нервная система;II - кровеносная система;III - пищеварительная система;IV - дыхательная система;V - выделительная система;VI - система опоры и движения;VII - половая система;VIII - покровная система.
Органы
1 - бедро;2 - мышцы;3 - клоака;4 - кожа;5 - стона;6 - сердце;7 - легкие;8 - плечо, предплечье;9 - семенники;10 - кисть пальцы;11 - артерии и вены;12 - яичники;13 - нервы;14 - конечности;15 - спинной мозг;16 - пояс передних конечностей;17 - головной мозг;18 - кишечник;19 - желудок;20 - почки, мочевой пузырь.
Выставляю оценки в журнал за работу на уроке. Собираю на проверку выполненные тесты. Домашнее задание: §47 учебника, ответить на вопросы на с. 144, изучить схемы систем органов.
Рабочая карта по теме: «Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
1. С какой целью лягушка постоянно совершает движения горлом, оттягивая его вниз?
2. Почему взрослая лягушка, у которой нет жабр, не задыхается под водой?
Ответ найдите в учебнике биологии.
3. Рассмотрите схемы строения легких земноводных и решите, у какого животного - тритона, лягушки или жабы - эти органы наиболее развиты. С чем связана разная развитость легких у земноводных?
Страницы: 1, 2, 3, 4