Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методические приемы правового обучения
. Личные способности учителя и наличие времени для изучения вопросов права играют немалую роль в выборе того или иного приема.Существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках. Так, Морозова С.А. предлагает следующую классификацию методических приемов:1. приемы устного изложения теоретического материала (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование (конспективное, сюжетное), описание).2. приемы организации познавательной деятельности (разнообразные приемы работы с учебным текстом: составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста).3. приемы формирования учебных умений.Певцова добавляет к этим приемам еще приемы словесной коммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта) См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003. - с.95.М.Т. Студеникин выделяет письменно-графические приемы (составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словари новых слов, выполнение рисунков) См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2000. - с.56. В системе приемов умственной деятельности при изучении правовых понятий выделяют приемы словесно-понятийного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания) См.: Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.- М.: Владос, 2000. - с.43.Таким образом, авторы выделяют большое количество методических приемов. Рассмотрим некоторые их виды.Многие юридические дефиниции учитель раскрывает путем объяснения, которое детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий.Вариантом объяснения является рассуждение. Обычно этот прием при объяснении нового правового материала начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений. С помощью рассуждения разъясняются отдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям. Этот прием при решении правовых задач помогает разобраться в случившемся, установить суть дела и дать верное пояснение.Одним из приемов изложения правового материала является повествование. В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других - к сюжетному повествованию. Конспективное повествование - это краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридических фактов.Для того, чтобы дать оценку правовым явлениям, фактам, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное единичное.Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но в основном внешние признаки, черты и детали.Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Различают умения информационные, организационные, мыслительные (приложение 2). Умение - это сознательное владение мыслительными операциями, приемами деятельности. И.Я. Лернер предлагает следующие задания, позволяющие усвоить нормы правильного мышления:1. полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.2. изложить его кратко.3. озаглавить текст или его части.4. сформулировать определение по описанию.5. выделить отдельные признаки, явления по описанию.6. воспроизвести сравнение сходных объектов.7. обобщить признаки и свойства явлений.8. расчленить объект на его элементы по описанию.9. воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.10. воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.11. систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства См.: Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1974. - с. 45.Помимо общеучебных умений в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В правовом обучении посредством определенных приемов или их системы формируются следующие специальные умения (приложение 3):- умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий- умение комментировать юридические тексты- умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права- умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах- умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности) См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2002. - с.114.- умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.Кроме того, большое значение в учебном процессе имеют приемы словесной коммуникации:1. Логическое осмысление правового явления. Здесь учитель систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, учитель разъясняет школьникам сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст.14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди заметили давно.2. Разъяснение. В этом случае учитель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера - составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предваряя работу, учитель должен разъяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления.3. Детализация. Объясняя сущность определенного правового явления, учителю необходимо обратить внимание на отдельные составляющие его части. Например, разбирая с точки зрения теории права дефиницию "преступление", учитель обращает внимание обучаемых на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).4. Разносторонняя оценка. Такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, в старших классах при изучении понятия "право" школьники обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социалогическую, психологическую или естественно-правовую), обучаемые учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и проч.5. Обнаружение тенденции. На уроках права нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч.6. Особенное значение факта. Аргументированные ответы - важное требование учителя права к своим ученикам, которые именно на его уроках должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации. Учитель права должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом ученик может легко запоминать три-четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003. - с.104.В процессе правового обучения ученики постоянно сталкиваются с правовыми понятиями. Специалисты считают, что в систему приемов умственной деятельности при изучении правовых понятий включаются приемы словесно-понятийного мышления. Это: анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - с.48.Анализ - это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие. Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого.При изучении теоретических вопросов используют сравнение. Оно позволяет выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях.Для того, чтобы разобраться в сущности правового понятия, явления, в методике используют прием доказательства.Школьники должны приучаться выделять главное и второстепенное (дополнительное) по теме, грамотно и четко формулировать названия выделяемых абзацев. В практике встречаются сложности в редактурном оформлении заголовков плана.Таким образом, существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках. Очень редко учитель использует на уроке только один прием, обычно он сочетает различные методические приемы обучения (причем для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами). Они включают в себя следующие наиболее распространенные виды приемов правового обучения: приемы устного изложения теоретического материала (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, описание); приемы организации познавательной деятельности (разнообразные приемы работы с учебным текстом); приемы формирования учебных умений; приемы словесной коммуникации (логическое осмысление правового явления, разъяснение, детализация, разносторонняя оценка, обнаружение тенденции, особенное значение факта); письменно-графические приемы (составление схем, графиков, сравнительно-юридических таблиц, словари новых слов, выполнение рисунков); приемы словесно-понятийного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного, формулирование выводов, приемы воображения и запоминания). При выборе того или иного вида методического приема необходимо иметь в виду особенности обучающего процесса. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения.
методический прием обучение право
1.3 Работа с документами на уроках права
Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики. Поэтому представляется необходимым остановиться на некоторых новых подходах работы с документами.В целом работа с документами предполагает достижение таких целей, как:умение собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации;умение анализировать различные источники, делать объективные и взвешенные выводы;умение определять предвзятое мнение, предрассудки;умение выносить собственное суждение.Как видно, данные цели являются общепедагогическими, но работа с источниками, с документами - это одно из действенных средств их достижения. Подобный вид учебной деятельности стал возможен благодаря тому, что в стране создаются условия для свободы слова, а это в свою очередь, позволяет использовать различные по идеологической направленности документы, недоступные ранее. Необходимо отметить, что научение внимательному прочтению, анализу первоисточников, умению делать на их основании самостоятельные выводы является необходимой задачей формирования гражданского сознания, в частности умения, работать с информацией, подходить к ней критически, не рассматривать любой документ как истину в последней инстанции. Кроме того, множественность документов, их идеологическое, политическое разнообразие, различие авторских подходов к оценке явлений действительности позволяет учителю осуществить (или, по крайней мере, обозначить) задачу становления личности, освобожденной от догм, личности, способной выработать свое собственное мнение и отстаивать его, а так же научить работать с любой информацией, которая по тем или иным причинам в данный момент представляет интерес для конкретного человека.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
,
6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.