Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методические приемы правового обучения
собенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста, то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету? Кто в этом больше виноват - ученик или учитель?Если нет возможности целиком заполнить таблицу на уроке, можно предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по одному - два тезиса или положения.4. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. Ученики делятся тем новым, что каждый из них узнал, познакомившись с текстом. При этом обязательное требование состоит в том, чтобы ученики подтверждали свои суждения непосредственным обращением к тексту, зачитывали вслух, цитировали. Учащиеся озвучивают вопросы, которые у них остались после работы с текстом, делятся тем, что они еще хотели бы узнать, о чем они думали иначе.5. возвращение к корзине идей. Учащимся предлагается проверить достоверность первоначальных представлений по обсуждаемой теме. Они сравнивают содержание маркировочной таблицы с тем, что было собрано в корзине идей в начале урока. Если на доске были зафиксированы ошибки, их надо исправить.В том случае, если на стадии вызова было предложено обсудить юридически значимую ситуацию, представители от групп сравнивают свой первоначальный вариант ответа с окончательным, который получен в ходе работы с текстом учебника.6. возвращение к первоначальному кластеру. Учащиеся проводят дальнейшую систематизацию материала, дополняют кластер новыми связями и понятиями, которые установлены после прочтения текста учебника или документа.Выше описаны очень важные приемы, работающие на осмысление. Они помогают учащимся понимать и контролировать собственный процесс познания. Однако, не все возможно в рамках одного урока. Например, не всегда получается вернуться к кластеру. В этом случае работа с ним переходит на дом. Не всегда есть возможность заслушать всех желающих поделиться тем новым, что они узнали, или тем, что еще хотелось бы узнать. В данном случае предложен набор возможных методических приемов, но совершенно очевидно, что все они будут адаптированы учителем с учетом конкретного содержания учебного материала и подготовленности класса.Обучающие приемы на стадии рефлексии
.
1. возвращение к первоначальным представлениям. Названные выше приемы (возвращение к корзине идей, возвращение к первоначальному кластеру) отчасти являются приглашением к размышлению о том, что ученики узнали на уроке и какое значение может иметь для них эта информация. Это начало рефлексии. Однако для нее есть и специальные приемы.2. написание короткого эссе по теме урока. В конце обсуждения уместно предложить ученикам в течение пяти минут написать короткое эссе. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Смысл такого рода письменного задания можно выразить следующими словами: "я пишу для того, чтобы понять, что я думаю".3. работа ученика с вопросами, которые он сформулировал в колонке "хочу узнать". С этой целью ученику предлагается несколько вариантов работы:1. сгруппировать постановленные вопросы в кластер.2. составить план поиска ответа.3. определить источники поиска информации.Парадоксально, но школа - это то место, где ученик получает ответы на вопросы, которых он не задавал. В этой связи работа ученика со своими вопросами оказывается очень продуктивной. Здесь возможна как индивидуальная, так и групповая работа.4. написание синквейна. В переводе с французского слово "синквейн" означает "стихотворение, состоящее из пяти строк", которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма творчесва, но по определенным правилам: первая строчка - это одно слово или тема синквейна. Обычно, это существительное, например: право, налоги, договор. Вторая строчка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Третья - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвертая - фраза, предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Это может быть крылатое выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной (приложение5).При знакомстве учащихся с синквейном сначала необходимо объяснить им как они пишутся, дать несколько примеров. Только после этого можно предложить им самостоятельно написать синквейн.Таким образом, в рамках интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае характерны свои приемы. На стадии вызова происходит актуализация тех знаний, которыми обучаемые уже обладают. К интерактивным приемам в этом случае можно отнести прием визуализации, ассоциаций и др. На второй стадии обучаемые изучают новые понятия, осмысливают информацию новой темы. Здесь можно выделить такие приемы как заполнение маркировочной таблицы, коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного и др. На третьей стадии ученики выражают свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений, составляют схемы и т.д. Здесь также при выборе интерактивных приемов необходимо соблюдать определенные требования, которые в принципе совпадают с требованиями, предъявляемых при выборе приемов традиционного обучения. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. но предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по
2.3 Интерактивные приемы работы с учебником
Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы.Методический прием "учимся вместе" См.: Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. - М.: новая школа, 1991. - с.213.Под руководством учителя проходит процесс совместного освоения учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.Роль учителя заключается в следующем:1. определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или хрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.2. следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.3. далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах. Схематично это представлено в приложении 6.4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом.5. нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока.6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры.Методический прием "Зигзаг" См.: Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9.Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики".Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.2. предложить наилучший способ объяснения.3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения.Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят лист тетради на три части и заполнят таблицу, представленную в приложении 7.После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует:обсудить прочитанное;договориться о том, что именно они будут объяснять;договориться о том, каким способом они будут излагать материал.Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя.Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивное обучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового обучения. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Эти приемы позволяют направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
, 5,
6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.