Рефераты. Методика адаптивной физической культуры для слабовидящих и поздноослепших детей в школе–интернате 3–4 вида г. Якутска

. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. - СПБ., 1999. - 234 с.

5. Всероссийское общество слепых. История ВОС в лицах, цифрах, фактах /Под. ред

6. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - 480 с.: ил.

7. Дубровский В.И.. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. - М., 1991.-С. 5-8с.

8. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. - М., 2000.

9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М., Лукоморье - Новый центр, 1990

10. Дружинин В.П. Психология семьи. - М., «КСП», 1996.

11. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учеб. В 2 т. / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева.-М., 2002.-448с.:ил.

12. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000.-240 с.: ил.

13. Ермаков В.П., Якунин ГА. Основы тифлопедагогики. Развитие,обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. -- М., 2000. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк 997.

14. Жилов Ю.Д. Световой ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. М., Медицина, 1978.

15. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особенному» ребенку. Книга для педагогов и родителей. - СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

16. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб.: Институт специальной педагогики и психолонии, 2000.- 20 с.

17. Ковалевский Е.Г. Берегите зрение детей. М., Медицина, 1976

18. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков(перевод). -- СПб., 1998.

19. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимрва Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Под ред. д.м.н. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2004. - 184 с.

20. Либман Е.С., Шахова Е.В. Слепота и ее структура в РСФСР // Экспресс-информация ЦБНТИ Минсобеса РСФСР. Вып. 5. - М., 1988.-19с.

21. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998.

22. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие - М.: спортАкадем Пресс, 2002,- 140с.

23. Маллаев ДМ. Игры для слепых и слабовидящих: Уч. пос. - .:Советский спорт, 2002. - 136.:ил.

24. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. - М.,1998.- 173 с.

25. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам: Физиология адаптационных роцессов. 1986.-67с.

26. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. -- СПб., 1997.

27. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. -- СПб., 2001.-35с.

28. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания // Автореф.дис. … канд.пнд.наук. - СПБ., 1999- 62с.

29. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личному росту. - М.,2000. - 320 с.

30. Сладкова Н.А. опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии: Сб. материалов .: Советский спорт. 203.-184 с.

31. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. -- М., 2000.

32. Солодков А.С. , Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные нарушения у детей-инвалидов и их коррекция средствами физической культуры // Теория. и практ.физич.культ., 1998, № 1 - 45с.

33. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. - М.: Советский спорт, 2004-108с.

34. Толмачев Р.А. Задачи медицинской спортивной классификации инвалидов по зрению // Материалы IV Всероссийского съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины. - М.,2002. - С. 109-110

35. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. -- М., Серебряные нити, 1997.

36. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. - Киев: Наукова думка, 2000. - 358с.

37. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонением в интеллектуальном развитии.: Советский спорт, 2001. - 152 с.: ил.

38. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - М.; Советский спорт,2004. - 464 с., ил

39. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. - СП., 2003

40. Шеффер Ч.,Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. - СПб., 2000. - 384 с.

41. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: «Дидактика плюс», 2002. - 496 с.

42. Шкарлова С.И., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. -- Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.

43. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. -- М., 1997.

44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

45. Ян В.И., Катков В.Г., Ян Я.В. Формирование познавательной деятельности у детей с дефектами в функции ОДА: Физ.культура и спорт инвалидов // Тез.докл. 1-й Всесозн.научн.конф.-Одесса, 1989.- 89с.

Приложение

Методика провидения занятий и специальные упражнения для глазных мышц

Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место.

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области и, следовательно, хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков в области нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и потери ее упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут.

1.Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

2.Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения 2-е и 3-е рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3--4 раза с интервалом в 1--2 минуты.

Рекомендуем упражнения, снимающие утомление глаз.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3--5 секунд, затем открыть на 3--5 секунд. Повторить 6--8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1--2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2--3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25--30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3--5 секунд. Опустите руку. Повторить 10--12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко в течение 1--2 секунд, затем снять пальцы. Повторить 3--4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Простейшие упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности

(Релаксационный комплекс)

Использование элементов аутотренинга

Рис. 2. Использование элементов бесконтактного массажа (тепловое прогревание) Продолжительность до 2 мин.

Рис. 3. Выполнение упражнения «ПАЛЬМИНГ» (по методике У. Бейтса и М. Корбетт) Продолжительность от 50 сек. до 3 мин.

Рис. 5--7. Выполнение приемов самомассажа глаз подушечками указательных пальцев обеих рук Продолжительность до 3 мин.

Рис. 8--10. Выполнение приемов самомассажа глаз подушечками соединенных указательного и среднего пальцев обеих рук Продолжительность до 3 мин.

Упражнения для тренировки и укрепления глазодвигательных или окологлазных мышц

Динамический комплекс)

Перед выполнением упражнений рекомендуется выполнить релаксационный комплекс (не менее 5 мин) с индивидуальным выбором наиболее эффективных упражнений, ощутимо снижающих зрительное напряжение.

Рис. 22--25. Те же упражнения в режиме закрытых глаз Продолжительность -- до 3 мин.

Все упражнения, выполняются без очков и без напряжения, зрения (расфокусированное зрение)

Рис. 26--29. Выполнение поворотов глазного яблока по различным направлениям с использованием «тест-объекта» (флажок, ручка, карандаш и т. п.): «Двигаю флажок по разным направлениям и одновременно слежy за движением флажка»

Продолжителъностъ -- 2--3 мин. [4,118]

Показания и противопоказания к физическим упражнениям

В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (цит. В.П. Ермакова, 1990):

1-я группа -- основная;

2-я группа -- подготовительная;

3-я группа -- специальная.

К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.

Ко 2-й группе относятся дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры.

К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям.

Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения: резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках (Гнеушева А.Н., 1990; Ермаков В.П., Якунин Г.А., 2000; Ростомашвили Л.Н., 1999, 2001).

В старших классах в связи с увеличением объема школьной программы, дефицита свободного времени, снижением двигательной активности значение физической культуры возрастает. Тем не менее Э.С. Аветисов (1980) рекомендует некоторые ограничения для юношей с миопией от 3 до 6 D: исключить преодоление полосы препятствий, классическую борьбу, силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, заменив их подъемом по канату с помощью ног. Школьники старших классов с миопией более 6 D занимаются в специальных группах. Для школьников с осложненной миопией рекомендуются ограничения физической нагрузки, согласованные с врачом-офтальмологом.

Сопутствующие заболевания детей с нарушенным зрением также диктуют некоторые ограничения. Например, при сколиозах противопоказаны прыжки, кувырки, продолжительные висы, поднятие тяжестей. При наличии гидроцефалии чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. При эпилепсии избыточное увлечение физическими упражнениями на дыхание, на повышенной опоре (бревно, брусья и т. д.), спортивные и подвижные игры высокой интенсивности могут спровоцировать судорожный синдром, а при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей вызвать их гиперактивность. При пиелонефрите противопоказано переохлаждение (занятия на улице в осенне-зимний период, плавание в бассейне).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.