Задача 1. Как приблизительно измерить расстояние, которое вы проходите от дома до школы?
Задача 2. В сарае требуется сделать кирпичный пол в один слой, толщина которого равна наименьшему размеру кирпича. Как определить, сколько штук кирпича потребуется?
Все вышеперечисленные задачи направлены на формирование элементов прикладного стиля мышления учащихся уже в 5-6 классах.
28
x
0
3
6
9
12
15
18
21
24
y
№ 30 (часть 2). Расстояние от Москвы до Бреста равно примерно 1100 км. Изобразите шоссе от Москвы до Бреста на тетрадном листе в виде отрезка, подобрав удобный масштаб.
№434 (часть 2). В автохозяйстве для каждой модели автомобилей установлена норма износа. По "Волгам" она составляет 11,1% в год. Каков срок службы этого автомобиля?
В основном в учебнике обучение выбору точности числовых значений реализуется при построении различных графиков зависимостей. К этому типу задач относятся также №№ 55, 77-80, 92, 155, 162, 280, 317, 468, 473 (часть 1); 33, 37, 38, 50, 51,81, 84, 113, 140, 141-144, 154, 155, 173, 175, 176, 178, 189, 190, 265, 288, 374 (часть 2); 146, 155, 158, 198 (часть 3).
Задачи, которые должны использоваться при обучении действию оценки возможности получения результата, представлены в учебнике в очень небольшом количестве. К ним относятся такие задачи, как:
№ 336 (часть 1). В классе 20 учеников. Из них английский язык изучают 15 человек, немецкий - 10, и ещё 1 человек изучает французский язык. Возможно ли это?
№ 49 (часть 2). На туристической карте масштаб оказался оторванным. Можно ли его восстановить, если известно, что расстояние от сельской почты до окраины села (по прямой дороге) равно 3,2 км, а на карте это расстояние изображено отрезком длиной 4 см?
№ 368 (б) (часть 3). В городской думе 80 депутатов, среди которых 4 независимых депутата, а остальные представляют интересы трёх партий. Число депутатов от первой партии на 20% больше, чем от второй, а число депутатов от второй партии составляет 62,5% числа депутатов третьей. Может ли какая-либо партия заблокировать принятие решения, для которого требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3) всех депутатов?
Итак, был проанализирован учебник "Математика" для 6 класса Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон с точки зрения наличия задач, необходимых для обучения действиям, характерным для этапов формализации и интерпретации. Были получены следующие результаты:
не хватает задач с примерами аналогов математических понятий, используемых на практике;
недостаточно задач, в которых требуется перевод единиц, не входящих в известные системы мер;
общее количество задач, необходимых для реализации второго действия, предлагается в достаточном количестве;
очень мало задач, которые должны использоваться для обучения действию оценки возможности получения результата.
1. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании. // Математика в школе, 1993, №4.
2. Блох А.Я., Гусев В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
3. Болтянский В.Г., Пашкова Л.М. Проблема политехнизации курса математики. // Математика в школе, 1985, №5.
4. Возняк Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения. // Математика в школе, 1990, №2.
5. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. - М.: Просвещение, 1985.
6. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика, 6 класс. Часть 1, 2,3. - М.: "Баласс", "С-инфо", 2002.
7. Дорофеев Г.В., Тараканова О.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интересов учащихся к математике. // Математика в школе, 1988, №5.
8. Канин Е.С. Аналитическое моделирование текстовых задач. // Функции задач в обучении математике. - Киров - Йошкар-Ола, 1985.
9. Канин Е.С. Учебные математические задачи. - Киров: Издательство ВятГГУ, 2004.
10. Практикум по преподавания математики в средней школе. Под ред.В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 1993.
11. Серикбаева В. Межпредметные связи как одно из важнейших средств формирования мировоззрения учащихся. // Современные проблемы методики преподавания математики. - М.: Просвещение, 1985.
12. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. - М.: Просвещение, 1990
13. Тесленко И.Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики. - М.: Просвещение, 1979.
14. Тикина Г.П. Методические вопросы использования задач как средства формирования познавательного интереса к математике. // Функции задач в обучении математике. - Киров - Йошкар-Ола, 1985.
15. Тихонов А.Н., Костомаров Д.П. Рассказы о прикладной математике. - М.: Наука, 1979.
16. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1984.
Страницы: 1, 2, 3