ь Основная стойка - пятки вместе, носки врозь, положение рук может быть различным - употребляется как организующий момент перед началом и по окончании упражнений в средней и старшей группах;
ь Стойка ноги сомкнуты - носки и пятки вместе;
ь Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т.к. обеспечивает устойчивость;
ь Стойка ноги врозь - ноги расставлены на ширину плеч, шага;
ь Стойка ноги шире плеч - ноги широко разведены, носки слегка развернуты;
ь Стойка ноги врозь, правая (левая) впереди - ноги на ширине ступни, шага, носки слегка развернуты;
ь Стойка на коленях - колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, руки вниз;
ь Стойка в упоре на коленях - тело опирается на кисти рук и ноги, согнутые в коленях, колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, голова вперед.
Положение рук Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002.- С.56
Ш Руки вперед - прямые руки подняты на высоту и ширину плеч, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу;
Ш Руки вверх - прямые руки подняты вверх на ширину плеч и отведены назад до отказа, ладони обращены внутрь;
Ш Руки в стороны - прямые руки подняты на высоту плеч, слегка отведены назад, ладони обращены вниз;
Ш Руки на пояс - кисти рук опираются о гребень подвздошной кости четырьмя пальцами вперед, локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение;
Ш Руки назад - прямые руки отведены назад до отказа на ширине плеч, ладони внутрь;
Ш Руки перед грудью - согнутые в локтях руки подняты так, чтобы кисти были продолжением предплечья, ладони обращены книзу, локти на высоте плеч;
Ш Руки за голову - согнутые руки расположены так, что пальцы касаются затылка, локти отведены назад, ладони обращены вперед;
Ш Руки к плечам - согнутые в локтях руки касаются пальцами середины отведенных назад плеч, локти у туловища;
Ш Руки перед грудью - согнутые руки находятся на высоте плеч, одно предплечье над другим, кисти согнуты в кулак.
Исходные положения сидя Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003.- С.123.
а Сидя ноги вперед - сидя, ноги прямые сомкнуты, носки оттянуты, слегка развернуты;
а Сидя ноги врозь - ноги прямые разведены на 30-40, носки оттянуты, слегка развернуты;
а Сидя ноги сомкнуты - ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу;
а Сидя по-турецки - ноги согнуты в коленях, одна перед другой;
а Сидя на пятках - голени и носки опираются на пол, носки повернуты внутрь, ягодицы на пятках, туловище вертикально.
Исходные положения лежаБуцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991 .
* Лежа на спине - ноги прямые, сомкнуты, носки слегка развернуты, руки вдоль тела ладонями вниз, туловище прямо;
* Лежа на животе - ноги прямые сомкнуты, руки согнуты в локтях, ладони (одна на другой) перед собой на полу;
* Лежа на правом (левом) боку - положение с опорой одним боком, ноги прямые сомкнуты, руки обычно вытянуты вверх.
2.3. Имитационные упражнения
Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы.
1. Имитация ходьбы великана - спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога - прямая).
2. Имитация ходьбы гнома - спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
5. Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
6. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.
7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.
8. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
9. Имитация прыжков лягушки. Прыжки - из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.
10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.
2.4. Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил:
- ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах;
- исключения задержки дыхания в упражнениях, направленно развивающих такие качества как сила и гибкость;
- исключения движений, связанных с выполнением скручивания позвоночника Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978.
Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут появляться изменения положительного и отрицательного свойства. Многие общеразвивающие упражнения, в особенности те, в которых укрепляются крупные мышцы плечевого пояса и спины, способствуют формированию правильной осанки.
Сердце - тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малейшие изменения в физической работе. Систематическое применение общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции сердца, т.к. нагрузка увеличивается постепенно, четко дозируется. В результате сердечная мышца становится сильной, осуществляется перестройка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Общеразвивающие упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему. Наиболее специфическое влияние в этом плане оказывают ритмичные многократно повторяющиеся движения с высокой физиологической нагрузкой. Важно, чтобы эти упражнения входили в каждый комплекс, регулярно повторялись.
Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. У ребенка дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т.д.). Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.
2.5. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Многие упражнения проводятся с предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук - это активизирует деятельность анализаторных систем.
Ш Флажки - действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах;
Ш Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног;
Ш Мячи резиновые - они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.
Ш Гимнастические палки, шест - увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног;
Ш Обручи - упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики;
Ш Скакалки, веревки - упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений;
Ш Гимнастическая скамейка - в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т.к. здесь появляются необычные исходные положения;
Ш Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
3. Основные задачи обучения детей основным движениям
В процессе общеразвивающих упражнений наряду с общими задачами физического воспитания решаются конкретные задачи, которые обусловлены особенностями возрастного развития и спецификой самих упражнений. Поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходимо Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49:
- Воспитывать у детей интерес и желание заниматься,
- Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем одновременно по сигналу воспитателя,
- Двигаться активно, естественно, не напряженно,
- Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде,
- Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя,
- Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.
В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи:
~ Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений;
~ Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, точно выдерживать положение отдельных частей тела,
~ Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости,
~ Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них по указанию воспитателя,
Страницы: 1, 2, 3