~ Выполнять известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
При выполнении общеобразовательных упражнений в работе со старшими дошкольниками ставятся новые задачи:
- Четко принимать различные исходные положения,
- Делать упражнения с большой амплитудой движения,
- Правильно выполнять упражнение и некоторые элементы техники движения,
- Точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию,
- Двигаться в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного темпа к другому,
- Уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе выполнения отдельных частей, учиться оценивать свои и товарищей,
- Выполнять движения выразительно в соответствии с характером музыки,
- Простые известные упражнения выполнять самостоятельно.
4. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.31. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздача пособий должны проводиться очень быстро. Воспитатель заранее готовит пособия, иногда педагог сам раздает предметы. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат, как их брать, держать. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде.
Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает занять нужное исходное положение, при этом прибегает к образным сравнениям. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Отличительной особенностью является то, что оно носит целостный характер. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Малыш не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку. Правильно выполнить упражнение помогают зрительные ориентиры.
По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения.
Средний дошкольный возраст Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.68. В этом возрасте вводится построение в колонну по два, по три, по четыре. В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Постепенно появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений. Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнять движения. При обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильные двигательные представления. Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей и соответствующим объяснением. Детали техники воспитатель показывает, нов объяснении оценки движений не отмечает. Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методов и приемов следующее: упражнение называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного положения и его проверка у детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу выполнения и указания к качеству выполнения. В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части или те, которые не усвоены. Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя.
Старший дошкольный возраст Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.98. Усложнение построений заключается в разнообразии, требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Дети этого возраста большинство пособий подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения упражнений. Пор мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения. Показ упражнений, повторение их детьми проводятся в четком темпе и ритме. Оценка выполнения должна бывать краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок.
5. Выводы
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,-- служат средством активного отдыха. В заключительной части -- способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами
Характерные особенности ОРУ:
1. Просты и доступны всем категориям занимающихся.
2. Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.
3. Позволяют легко регулировать нагрузку.
6. Практическая часть
Младший дошкольный возраст.
1. «Покажи руки». И.П. ноги слегка расставлены, руки за спину.
Руки вперед - выпрямить - ладони вверх - сказать «Вот». Повторять 5 раз.
2. «Самолет». И.П. ноги слегка расставлены, руки вниз.
Руки в стороны (крылья самолета) - вернуться в И.П. (улетел самолет).
Повтор 5 раз.
3. С флажком «Выше флаг». И.П. ноги слегка расставлены, флажок вниз.
Флажок через сторону вверх - помахать - переложить в другую руку - опустить. Повторять 5 раз.
4. С платком «До свиданья». И.П. ноги слегка расставлены, платок опущен.
Платок вверх - помахать - посмотреть на платок - опустить. Повторять 5 раз.
5. Со стулом «Похлопаем по стулу». И.П. стоять за спинкой стула близко, ноги слегка расставить, руки за спину.
2-3 раза похлопать - сказать «Хлоп-хлоп» - вернуться в И.П. (голову не опускать). Повторять 5 раз.
6. «Неваляшка». И.П. сидя ноги врозь, руки назад.
Слегка наклониться вперед - выпрямиться - через 3-4 движения паузы. Повторять 5 раз.
7. «Ветерок». И.П. ноги врозь, руки за спину.
Покачивание (наклон) влево - вправо - вперед - назад. Через 2-3 движения остановка. Повтор 4 раза.
8. С флажком «Помаши внизу». И.П. ноги на ширине плеч, руки с флажком в стороны.
Наклон вперед - помахать из стороны в сторону - вернуться в И.П. дыхание произвольное. Повтор 3 раза.
9. С платком «Спрячемся». И.П. ноги врозь, платок опущен.
Наклон вперед - платок перед лицом (спрятались) - опустить платок - выпрямиться. Повтор 5 раз.
10. Со стулом «Проверим тапочки». И.П. сидя близко к спинке стула, ноги врозь, руки за спиной.
Наклон вперед - гладим правый тапочек - гладим левый тапочек - выпрямиться. Повтор 4 раза.
11. «Шагают наши ножки». И.П. ноги слегка расставлены, руки согнуты на пояс.
Высоко попеременно поднимать ноги - размах руками - 5-10 сек. Повтор 3 раза.
12. «Зайчик». И.П. ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью.
3-4 раза сгибать и выпрямлять ноги - подпрыгивать 8-10 раз. Повтор 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.
13. С флагом «Согни ноги». И.П. сидя, ноги вперед, флажок на полу между ног.
Согнуть ноги - выпрямить, не задев флажка. Повтор 5 раз.
14. С платком «Не урони». И.П. сидя, платок на коленях, руки упор сбоку.
Согнуть - выпрямить ноги. Голову не опускать. Дыхание произвольное. Повтор 4 аза.
15. Со стулом «Не задень». И.П. сидя на полу, ноги под стулом, руки упор сбоку.
Согнуть ноги - колени ближе к животу - вернуться в И.П. повтор 5 раз.
Старший дошкольный возраст.
1. И.П. Основная стойка (ОС), руки к плечам, локти опущены.
1- поднять локти вверх, 2- вдох, 3- опустить вниз, 4- выдох. Повтор 3 раза.
2. И.П. ОС, руки к плечам.
1-3 - круговые вращения в плечевом суставе - руки вниз. Повтор 5-6 раз.
3. И.П. Лежа на спине руки к плечам, локти в стороны.
1-2 - свести локти перед грудью, 3-4 - развести локти до касания ими пола, голову не опускать, носки ног тянуть. Повтор 6 раз.
4. Со скамейкой. И.П. сидя верхом на скамейке руки вниз.
1- через стороны поднять руки вверх, 2- хлопок, 3- опустить перед собой, 4- И.П. повтор 5-6 раз в различном темпе.
5. Со скакалкой. И.П. ОС, вдвое сложенная скакалка в опущенных руках.
1- руки с натянутой скакалкой к груди, 2- руки вверх, 3- к груди, 4- И.П. Повтор 6-8 раз.
6. И.П. ноги шире плеч, руки вверх.
1- наклон вперед, коснуться правой рукой внутренней стороны левой пятки, 2- И.П., 3- наклон вперед, коснуться левой рукой внутренней стороны правой пятки, 4- И.П. повтор 4 раза.
7. И.П. ОС.
1- отставляя ногу в сторону, наклон вперед с поворотом и хлопком между ног, 2- И.П., 3-4 то же к другой ноге. При наклоне вперед с поворотом ноги не сгибать, пятки от пола не отрывать. Повтор 4-5 раз.
8. И.П. ноги на ширине плеч, руки вниз.
1-3 - руки за голову, одновременно пружинистые наклоны вправо/влево, 4- И.П.. дыхание произвольное, повтор 4 раза.
9. С мячом. И.П. сидя, ноги врозь, мяч вверху.
1-3 - пружинистые наклоны вперед, 3 раза ударить у ступней ног, 4- И.П. Повтор 3-4 раза
10. С лентой. И.П. ноги на ширине плеч, руки вниз.
1-4 - круговые вращения корпусом, прямые руки с лентами вправо - вверх - влево - вниз. Движения с лентой волнообразные. Повтор 4-5 раз.
11. И.П. ОС, руки на пояс.
1- поднять прямую ногу вперед, 2- махом отвести назад, 3- снова вперед, 4- И.П. то же другой ногой 4-5 раз.
12. И.П. ОС.
1- поднять согнутую ногу, носок оттянут, 2- постоять с закрытыми глазами, сохраняя равновесие, опустить ногу. То же с другой ногой 3-4 раза.
13. И.П. лежа на спине.
1- согнутые в коленях ноги подтянуть к животу, 2- не выпрямляя, положить их вправо на пол, коснуться бедром пола, 3- то же влево, 4- И.П. Повтор 3-4 раза.
14. С гимнастической скамейкой. И.П. сидя на скамейке, не держась за нее руками, ноги прямые.
1- не двигая ног, сгибать в коленях, сесть на пол, 2- И.П. Повтор 5-6 раз.
15. С мячом. И.П. ОС.
1- быстро присесть, разводя колени, одновременно бросить мяч об пол, 2- быстро встать, поймать отскочивший мяч. Повтор 8 раз.
Список литературы
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991
2. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского.- М., 1987
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999
4. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002
5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978
6. Кузнецов В.А. Гимнастика в системе физического воспитания. -М.: СГИФК, 1974
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49
8. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1998
9. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003
10. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996
Страницы: 1, 2, 3