Рефераты. Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Заключение

В настоящем исследовании решается проблема внедрения компетентностного подхода на уроках математики, в частности при решении текстовых арифметических задач.

В результате анализа методико-математической литературы сформулированы теоретические основы, разработаны приемы и методы внедрения. Предложенная методика является лишь одним из вариантов внедрения компетентностного подхода в успешном обучение школьников математике. Учитель может использовать ее как полностью, так и частично.

Мы показали экспериментальным путем, что поставленная проблема имеет решение, с помощью предложенных методов.

Вопросы диагностики ключевых компетенций школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности.

Таким образом, опираясь на полученные положительные результаты, мы считаем, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза получила теоретическое и экспериментальное подтверждение.

А. А. Ярулов [22, с. 44] в статье «Познавательная компетентность школьников» выделяет следующие условия, в которых может быть сформирована успешность обучения:

1) школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;

2) школьник осознает мотивы своей учебной деятельности;

3) школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия;

4) при возникновении трудностей школьник концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;

5) школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.

При этих условиях ученику предоставляется возможность:

· взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность;

· вырабатывать силу воли;

· учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принять волевое решение;

· развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышления о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

· учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.

Библиографический список

1. Артоболевский, А. Н. Арифметические задачи с производственно-бытовым содержанием [Текст] / А. Н. Артобалевский. - М.: Учпедгиз, 1961. - 68 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]

3. Зубарева, И. И. Математика. 5-6 кл. [Текст]: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2005. - 104 с.

4. Зубарева, И. И. Математика. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2003. - 293 с.

5. Зубарева, И. И. Математика. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2003. - 280 с.

6. Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. - № 1. - С. 16-20.

7. Каверин, Н. В. Методы решения арифметических задач в средней школе. 5-6 классы [Текст] / Н. В. Каверин. - М.: Учпедгиз, 1952. - 64 с.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

9. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3.

10. Методика преподавания математики [Текст]: учебник для вузов / Е. С. Канин, А. Я. Блох [и др.]; под ред. Р. С. Черкасова. - М.: Просвещение, 1985. - 268 с.

11. Нестеренко, Ю. В. Лучшие задачи на смекалку [Текст] / Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 304 с.

12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 20-е издание. - М.: Русский язык. - 1987. - 752 с.

13. Печенкина, Е. Н. Использование практико-ориентированных заданий на уроках математики как средство реализации интегративного обучения в современной школе [Текст] / Е. Н. Печенкина // Инновационные процессы в науке и образовании на основе интегративно-компетентностного подхода; материалы межрегион. науч.-практ. конфернеции по результам инновационной деятельности, г. Киров, 23 марта 2007 г. - Киров: КИПК и ПРО, 2007. - С. 72-81.

14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 150 с.

15. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.

16. Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. - [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].

17. Харламова, Т. Компетентное обсуждение [Текст] / Т. Харламова // Школьный психолог. - 2002. - № 20. -- С. 57-62.

18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm].

19. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

20. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №- 5. - С. 55-61.

21. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике [Текст] / П. М. Эрдниев. - М.: Учпедгиз, 1957. - 72 с.

22. Ярулов, А. А. Познавательная компетентность школьников [Текст] / А. А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 43-84.

Приложение 1

Бланк заданий для оценки уровня развития компетенций учащихся

Фамилия, имя_________________________________

Задание 1.

Вася учится в 11 классе, а Коля -- в 7 классе. В каком классе учился Коля, когда Вася был в 6 классе?

ОТВЕТ_______________________________________________________

Решение

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Черновик

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Задание 2

Заполните недостающие данные (из предложенных вариантов выберите необходимые) и решите задачу:

а) литров в) рублей д) сантиметров

б) килограммов г) монет е) километров

Для приготовления напитка смешали персиковый сок с яблочным соком: 5__ персикового сока по 17__ за 1_ и 3 _ яблочного сока. Найдите цену яблочного сока в копейках, если цена получившегося напитка 15 р. 50 коп. за 1 литр.

ОТВЕТ_______________________________________________________

Решение

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Черновик

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Задание 3.

Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автобусом от г. Кирова до г. Сочи. Используя свойство пропорция, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу туда и обратно, если известно, что на 100 км. требуется 8 литров. (карта прилагается)

ОТВЕТ_______________________________________________________

Решение

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Черновик

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Задание 4. Вычислите устно, без записей на листке

Мальчику 10 лет, отец старше его на 25 лет. Бабушка старше отца на столько лет, сколько мальчику и отцу вместе. Сколько лет бабушке.

ОТВЕТ_______________________________________________________

Решение

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Черновик

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Задание 5. Решите задачу. Сделайте проверку решения. Какие вопросы вы задавали чтобы проверить себя?

Известно, что зубы надо чистить два раза в день -- утром и вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?

ОТВЕТ________________________________________

ВОПРОСЫ__________________________________

Решение

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Черновик

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.