Рефераты. Методика обучения учащихся аппликационным работам с природными материалами

p align="left">6. Самостоятельное выполнение учащимися задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Урок 5.

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Мозаика «Цветок»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: познакомить с новым видом мозаики с использованием природного материала; учить выполнять мозаику;

Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, память.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: семена фруктов, природные материалы - листья, крышка от пластиковой круглой банки, картон, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: образец мозаики «Цветок», наброски различных рисунков для выполнения мозаики.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Сообщение темы и цели урока;

3. Опрос учащихся по изученному материалу.

4. Изложение нового материала;

5. Вводный инструктаж;

6. Вводное выполнение приемов практической работы;

7. Самостоятельная практическая работа учащихся;

8. Текущее инструктирование учителя;

9. Подведение итогов урока;

Урок 6

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: «Мозаика из скорлупы»

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: дать необходимые понятия о мозаики, ее видах, технологии выполнения и применении, ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения мозаики из скорлупы.

Развивающая: выработать навыки выполнения мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

Воспитательная: сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный

Оборудование: рисунок - образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для составления мозаики.

Дидактический материал к учебному занятию: образцы мозаики, инструкционные карты.

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Мотивационный этап;

3. Сообщение темы и цели урока;

4. Этап актуализации знаний;

5. Изучение нового материала;

6. Этап применения нового материала;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Урок 7

Раздел программы: Художественная обработка материалов

Тема: Мозаика из речной гальки

Класс: 1 класс

Время работы: 45 минут

Цели урока:

Образовательная: познакомить с новым видом мозаики с использованием речной гальки; расширить и углубить знания, а так же освоить приемы при изготовлении декоративного панно; сформировать умение работать в коллективе.

Развивающая: Развить умения и навыки работы с различными декоративными материалами; развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Воспитательная: Воспитать аккуратность, точность.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный

Оборудование: простой карандаш, маркер, кисти, щетка и губка, молоток, ножницы; бумага для эскизов, оргалит для основы, речная галька, гуашь, бронзовая краска, клей ПВА, лак, гвозди, емкости, стакан для воды, крупное сито.

Дидактический материал к учебному занятию: технологическая карта, декоративные панно из речной гальки

Место проведения: класс

Ход урока

1. Организационный этап;

2. Сообщение темы и цели урока;

3. Опрос учащихся по изученному материалу.

4. Изложение нового материала;

5. Вводный инструктаж;

6. Вводное выполнение приемов практической работы;

7. Самостоятельная практическая работа учащихся;

8. Текущее инструктирование учителя;

9. Подведение итогов урока;

Заключение

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно отводится втрое меньше времени, чем на практические действия.

Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, без чего немыслима деятельность личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.

В процессе исследовательской работы по данной проблеме был проведен анализ литературных источников таких авторов, как Геронимус Т.М., Конышевой М.И., Просяковой П.К., и другие на основе которых можно сделать вывод о том, что аппликационной работе учащихся с природным материалом уделяется достаточно много времени по каждому классу обучения в начальной школе. Наиболее изучены следующие виды работ: составление различных композиций по аппликаций и мозаики из природных материалов т.д.

На основе анализа литературы и практического опыта учителей была разработана система уроков, в которой отражены особенности аппликационной работы с природным материалом в 1 классе по трудовому обучению. В систему включены различные темы видов аппликационных работ с природным материалом, например: составление аппликации из засушенных листьев, соломки, скорлупы, камушек и т.д.

В результате практической работы стало очевидным, что процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование.

Методика аппликационных работ с природным материалом в начальной школе имеет свою особенность, специфичность в подборе технологий, материалов инструментов. Знание основ теории и практики данного вида работ учителем, позволяет ему грамотно планировать, творчески и увлекательно строить педагогический процесс.

Разработанная система уроков и методические рекомендации по изучению аппликационных работ с природным материалом могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов - практикантов, руководителями кружков дополнительного образования.

Литература

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. - с. 219.

2. Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. - М., 1957. - с. 158.

3. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1960. - с. 180.

4. Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 1953. - с. 95.

5. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1987. - с. 153.

6. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. - М.: изд. «Экзамен», 2006. - с. 86.

7. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2003. - с. 92.

8. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - М., 1978. - с. 147.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 1987. - с. 210.

10. Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство.-М.:МПУ, 2006. - с. 87.

11. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. - Бирск, 2007. - с. 114.

12. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. - Бирск, 2007. - с. 139.

13. Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства. - Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006. - с. 43.

14. Самородский П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с. 68.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.