Рефераты. Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период

Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психолого-Педагогический

Кафедра Методик преподавания

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Студентки

Курса 03 Группа ЗНК 6-03

Микульските Снежаны Игоревны

Преподаватель

Анафиева Эльзара Ризаевна

Симферополь 2005-2006 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.1 Основные задачи добукварного периода

1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»

1.2.1 Работа со звуками

1.2.2 Звуковые схемы

1.2.3 Работа со слогом, слогоделение

1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников

2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»

2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы - формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период - одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте.

Объект исследования - процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Предмет исследования - методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Цель - раскрыть методику работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний развивалось мышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов грамматического строя русского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к его познанию.

Задачи:

1. Выявить психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

2. Рассмотреть вариантность дидактического материала.

3. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

4. Показать систему работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».

Гипотеза - изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

Методы исследования:

1. Теоретический - анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой области.

2. Социолого-педагогический - анализ письменных работ учащихся;

3. Статистический - обработка полученных в ходе эксперимента данных.

4. Метод моделирования - составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.1 Основные задачи добукварного периода

В добукварный период обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные с формированием у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:

- речь состоит из предложений;

- предложения состоят из слов;

- в предложении может быть одно и больше слов;

- слово можно разделить на слоги;

- один из слогов в слове является ударным;

- слово можно разделить на звуки;

- звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на твердые и мягкие.

Учащиеся должны уметь:

- выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графические модели предложений;

- членить предложения на слова, слова на слоги, находить ударный слог;

- различать на слух и в произношении звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;

- анализировать слова по их слоговому и звуковому составу, определять ударный слог в двусложных словах, строить графические звуко-слоговые модели одно-двусложных слов;

- подбирать (составлять) предложения и слова, которые бы соответствовали заданным моделям.

На завершающем этапе добукварного периода учителю необходимо обратить особое внимание на формирование у первоклассников следующих аналитико-синтетических умений:

- правильно произносить все звуки русского литературного языка;

- распознавать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;

- называть шесть гласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];

- различать на слух и по артикуляции парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвука гласного, их произносить, выделяя из слов;

- образовывать слияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;

- делить на слоги двух-трехсложные слова и определять ударный слог;

- называть последовательно звуки в словах, состоящих из двух, трех, четырех, пяти звуков, произношение которых совпадает с написанием;

- подбирать слова, соответствующие предложенной модели.

Перечисленные умения, полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжении букварного периода. Они служат надежной опорой для формирования у шестилетних первоклассников правильных и осознанных навыков чтения и грамотного письма.

1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»

1.2.1. Работа со звуками

Все богатство звуковых различий в слове дети усваивают еще до школы и чисто практически. Но они не могут сознательно выделить в каждом слове отдельные звуки.

В школьном обучении приходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельные звуки, различать их на слух и произносить».

Абстрагирование и различение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и при изучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.

На уроках обучения грамоте следует особое внимание обращать на умение детей слышать и правильно произносить отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороны языка в ее отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельных звуков и букв между собой: с и ш, ч и ц, с и ц, р и л.

Хотя раздел «Звуки и буквы» имеется в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, он является основным в 1 классе, а особенно в добукварном периоде. Именно в этот период формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются и углубляются.

Основная задача этого раздела на уроках грамоты продолжает оставаться практической - развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их графически.

Все это не так просто для ребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единым целым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные звуки в них он произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильно воспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты букв.

Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.

Необходимы упражнения в сопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.

Такие общие познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, противопоставление в различных их видах, вполне применимы и на занятиях по рассматриваемому разделу программы.

Идет ли речь о гласных и согласных, о различении ударных и безударных гласных, о звонких и глухих, твердых и мягких согласных - всегда необходимо применять указанные приемы работы. Здесь полезны такие упражнения:

1. Сколько звуков в словах мама, мать, кот.

2. Произнесите звуки, которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.

3. Произнесите в словах сначала гласные звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса, коса.

4. Произнесите мягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.

Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод о том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письме звуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно слово от другого.

1.2.2 Звуковые схемы

Необходимо особо подчеркнуть, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.

В этом ученикам может оказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в современном школьном обучении. Например,

- согласный твердый;

- гласный звук;

- слияние гласного с твердым согласным;

- согласный мягкий;

- слияние гласного с мягким согласным.

- норы.

- гласный;

- согласный твердый;

- согласный звонкий мягкий;

- согласный твердый глухой;

- согласный звонкий твердый;

- согласный мягкий звонкий;

- согласный мягкий звонкий.

Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами. Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от другого.

Ученики должны твердо усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Более того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не одним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы], [и], [э]), а букв - 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают соответствующую гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком - йотом.

В школьной практике нередко наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается к тому, как на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между, тем не менее, важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела», то есть конца слова, когда после конечной согласной не следует никакой другой буквы. Детям даже можно сказать и показать, что долгое время в русской графике буквой ъ обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ, снегъ, морозъ и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующей гласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой на впереди стоящие гласные буквы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.