Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период
2.2 Упражнения по усвоению понятий
«слово», «предложение»
Целью упражнений по усвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли, сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.1. Упражнения по формированию общего представления о слове:- Сейчас, дети, я вам предлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается, какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.Праздник, праздник у ворот!Кто встречать его пойдет?Я и верный мой дружок -красный маленький… (флажок)Сегодня все ликует!В руках у детворыот радости танцуютвоздушные… (шары)Вот так чудо! Он со вкусомможет кушать пыль и мусор!А жужжит, как сотня ос,работяга … (пылесос)- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать нужные слова-отгадки. Сейчас и в школе, и дома вы каждый день будете узнавать все новые и новые для вас слова. Все слова следует произносить четко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.2. Упражнения по формированию общего представления о предложении:- Когда люди разговаривают друг с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколько слов, которые связывают между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Например, если я произнесу слово, прыгает, то вы все понимаете, что обозначает это слово. Но поймете ли вы из сказанного мною, кто именно прыгает?- Таким образом, следует назвать того, кто прыгает: Мальчик прыгает. Девочка прыгает. Козленок прыгает. Это уже не отдельные слова, а предложения. Предложения состоят из слов. Они могут состоять из двух, трех, четырех и более слов. В предложении может быть только одно слово, например: Вечер.Затем учитель произносит несколько предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом из них. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, кто он. Например: Дети пришли в школу. Все они нарядные. Теперь они - ученики.- Сейчас я произнесу предложения не полностью, а частично, а вы добавьте нужные слова, чтобы закончить их.Светит ярко…(солнышко). На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).3. Упражнения на составление графических схем к предложениям.- Пока, дети, вы не научились читать и писать, не знаете всех букв, будем записывать предложения так: начало предложения обозначим вертикальной палочкой высотой в одну клеточку, а слова - горизонтальными черточками. В конце предложения будем ставить точку. Только после точки можно в строке начинать писать новое предложение. Например:. Дети играют. Им очень весело.Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нем черточек.
2.4 Планы-конспекты
уроков до
букварного периода
Тема
: Предложение.
Цель
: Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.
Оборудование:
Карточки-схемы, предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.-- Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:В чистом поле теремок,Он не низок, не высок.Шла Лягушка из болота,Видит: заперты ворота.Эй, замочек, отвались, отвались!Теремочек, отворись, отворись!-- О чем я вам рассказала?-- Почему вы меня поняли? Верно. Мы все умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.-- А из чего состоит наша речь?Вы думаете при помощи слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.
ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
III ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение учителя с элементами беседы.Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое:* Здравствуйте дорогие ! первоклассники из лесу ! шлем вам привет ! мы живем хорошо ! сушит грибы белочка ! наедается меда медведь ! летает по ночам сова ! до свидания*Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?Я прочту письмо дятла: Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?Какую мысль мы будем называть предложением?2. Работа с наглядностью.(На доске рисунок зайца.)-- Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?-- Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.-- Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак -- точку. Вот что у вас получилось:.А у меня по-другому. Что не так? .Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.3. Физкультминутка.Раз, два, три, четыре, пять,Начал заинька скакать.Прыгать заинька горазд,0н подпрыгнул десять раз.
IУ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Игра Не ошибисьЯ буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.(Учитель читает первый раз -- дети слушают, второй раз -- делят текст на предложения.)Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...-- Почему Дятла называют санитаром леса?-- Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?2. Заслушивание детских вариантов окончания истории.З. Работа с учебником4. Физкультминутка.
V
. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Беседа.-- Из чего состоит наша речь? А предложение?-- Как мы обозначаем первое слово в предложении?-- Как на письме показать конец предложения?2. Работа со схемами.Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)Почему первая схема не подходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нет слов-признаков.)Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.3. Игра „Еще одно словечко”Чича предлагает вам игру.Ч и ч а. Я называю предложение. Ваша задача -- добавить одно слово.Ира читает. (Ира читает книгу.)Белка грызет.Маша идет.
VI
.
ИТОГИ УРОКА
-- Что нового выучили на уроке?-- Чему научились?
Тема:
Слог. Деление слов на слоги.
Цель:
Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.
Оборудование:
Предметные картинки, карточки-схемы, адпликация паровоза с тремя вагончиками: в первом -- одно окошко, во втором -- два, в третьем -- три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа.Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они при глашают вас поболеть за них. А что значит „болеть” за спортсменов?-- Кто из вас был на соревнованиях?-- Где они проходят?-- Как называют тех, кто „болеет” за спортсменов? Что они делают?Вы будете болельщиками. Девочки будут „болеть” за Чичу, а мальчики -- за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)-- Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям.)Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.2. Практическая работа.А теперь представьте, что вы „болеете” за друга. Шепотом поста райтесь проскандировать его имя. А теперь по очереди вслух. Что вы заметили?
II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕР
И
АЛА
1. Практическая работа.Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?2. Сообщение учителя с элементами беседы.Значит, в слове рыба две части.Назовите первую часть. Назовите вторую.Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:ры-баНа-та-ша Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)По слогам легче научиться читать и писать слова.
IУ. ЗАКРЕПЛЕНИЕИ ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Работа с учебником2. Составление звуковых моделей слов.Составим звуковые модели к первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):Что вы заметили? Звуковые модели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук, а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и вы подставить другой звук на место первого. (Лак, как.)3. Игра «Помогайка»Рыдают слоги не понарошку:«От наших слов -- одни лишь крошки.Но если вы хотите, тогда нам помогитеНазывают первый слог. Ваша задача -- дополнить его недоста ющим слогом или слогами и показать соответствующую карточку- схему.Например:пи-ла пи-а-ни-но пи-он 4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.С л о в а: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.
У. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Рассади пассажиров»(На доске паровоз с вагончиками и картинки зверей.)Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.2. Игра «Лото»У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.Слог ва-3. Беседа.-- Каким способом вы делили слова на слоги?-- Сколько слогов может быть в слове?-- Может ли быть два гласных звука в слоге?
У. ИТОГИ УРОКА
-- Что нового учили на уроке?-- Чему научились?-- Для чего нужно уметь делить слова на слоги?Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были выявленные психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Рассмотрены варианты дидактического материала. Изучена и проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература по методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.Также была показана система работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».В своей работе я сделала вывод, что изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вашуленко Н.С. Обучение в 1 классе 4-х летней начальной школы: Пособие для учителя: Обучение грамоте. К.: Рад.школа, 1991 г. - 375 с.2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М. - 1993 г.3. Грецких В.Н. Русский язык. 1 класс: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004. - 96 с.4. Грушников П.А., Горецкий В.Г.Работа над предложением и связной речью в начальных классах. - Издательство «Просвещение» М., 1967. - 128 с.5. Гудзик И.Ф., Величковская В.Ф. Изучение русского языка в 1 классе 4-х летней начальной школы: Методическое пособие. - К: Рад.школа, 1986 г. - 111 с.6. Жедек П.С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте// Начальная школа, 1991. - № 8.7. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. - М., "Просвещение", 1990.8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. - 2000 г. - 460 с.9. Методика грамматики и орфографии в нач.классах. под ред. Н.С. Рождественского. М. - Просвещение, 1975 г. - 239 с.10. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. М.- Изд.центр «Академия», 2000 г. - 464 с.11. Назаренко А.А. Обучение грамоте. Издательство «РАНОК», 2005 г.12. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе. Пособие для учителей нач.классов - 3-е издание, перераб и доп. - М. - Просвещение, 1986 - 127 с.13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик, М- 2000 г.14. Тумим Г.Г. Обучение грамоте: Исторический обзор// На уроках родного языка. Пг., 1917.
Страницы:
1
,
2
, 3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.