В структуре смены выделяют периоды (этапы), большинство авторов Шереш Г. Л. [39], Катович Н. К. [17], Тармола Т. Н. [32], Рожков М. И. [28] выделяют 3 этапа лагерной смены, мы рассмотрим более подробно периоды смены на основе разработок [38].
В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна. Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного -- заезд детей.
Организационный период. Это первые 3 -- 4 дня смены -- время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период -- помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.
Воспитательная работа в организационный период имеет свои цели и задачи.
Цели организационного периода:
1) Раскрыть перспективы деятельности детей в лагере.
2) Заложить основы временного детского коллектива, учитывая прошлый опыт детей и основываясь на традициях лагеря.
Задачи организационного периода:
1) Изучить прошлый опыт ребят, уровень умений и навыков их организаторской деятельности, интересы и увлечения, ожидания от лагеря.
2) Предъявить единые педагогические требования к выполнению режима дня, дисциплины в лагере.
3) Создать творческую атмосферу деятельности отряда и доброжелательные межличностные отношения.
4) Сформировать органы детского самоуправления.
5) Спланировать работу на смену.
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Для этого необходимо:
-- создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;
-- проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
-- формирование основ самоуправления в детском объединении;
-- реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе отряда и лагеря.
Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой: сфера взаимодействия - соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей и т.д.
Для осуществления воспитательной работы в организационный период не просто подбирают разнообразные формы воспитательной работы, а существует определенный порядок, система в их распределении и осуществлении.
Организационная работа в первый день лагерной смены:
1. Регистрация.
2. Игры в дороге, для знакомства.
3. Операция «Уют».
4. Экскурсия по лагерю.
5. Вечер знакомств: «Расскажи мне о себе», «Давайте познакомимся», «Сбор дружины Садко», «Чип и Дейл увеличивают команду спасателей», «Детектив-клуб» или др.
Организационная работа во второй день лагерной смены:
1. Игры для определения лидеров в коллективе: «Разнобой», «Интеллектуальный бой», конкурс «Ромашка» и др.
2. Отрядное планирование.
3. Сбор-рождение отряда. Отряд рождается тогда, когда у него появляется «лицо» (название, девиз, речевка, песня, эмблема), органы самоуправления, план работы.
4. Оформление отрядного уголка.
5. Дискотека с конкурсами для знакомства или кино.
Организационная работа в третий день лагерной смены:
1. Оформление отрядного уголка.
2. Подготовка к открытию лагерной смены - представление отряда.
3. Открытие лагерной смены.
4. Концерт-визитка вожатых.
5. Дискотека или кино.
Важно помнить, что такой распорядок - это не норма. В каждом лагере свои традиции, особенности. Выбор форм зависит еще от смены (1 или 2, 3, 4), от подготовки, от наличия технического оборудования и других факторов.
Итак, организационный период - это период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым.
Педагог в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность - интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети - активные участники дел, помощники.
Педагогам в первые дни нужно было особенно собранными, организованными, нужно иметь четкий план действий. Лично поинтересоваться у администрации лагеря что, когда, в какой последовательности выполнять. Необходимо всегда в запасе иметь подготовленное дело, игру. Главное, чтобы не было суеты и дети не оставались без присмотра.
Основной период смены - это период, который идет после организационного и перед заключительным, самый продолжительный период по времени (16 дней). Основная нагрузка по воспитанию детей ложится именно на этот период.
Основной период смены -- период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка -- выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане -- это период конфликтов (время «присматривания» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.
Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа: 1 этап -- учебно-демонстрационный, 2 этап -- демонстрационно-закрепляющий.
Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.
На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5-12-й день смены) решаются задачи:
-- овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;
-- создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его
творческого и нравственного потенциала;
-- развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;
-- корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;
-- создание условий для деятельности органов детского самоуправления.
На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:
-- организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;
-- создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;
-- показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.
-- показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
-- корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
-- анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.
Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.
Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.
3. Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.
4. Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.
Таким образом, можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.
Технология воспитательной работы основного периода смены включает мероприятия, игры, дела, обеспечивающие осознание и выполнение системы социальных ролей, способствующих формированию гражданственности - интегрального качества, характеризующего ее взаимоотношения с временными или постоянными микроколлективами, инициативными творческими группами, вожатыми, советами, администрацией лагеря и представителями других общественных организаций.
Формы воспитательной работы основного периода смены можно распределить по направлениям деятельности:
1) Формирование гражданственности и национального самосознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13